Подготовила Юлиана Годик
Предпоследняя, четвертая неделя Великого поста посвящается памяти блуднице, ставшей великой святой - преподобной Марии Египетской, 47 лет боровшейся в пустыни с грехом: убегавшей от мира, не страшась ни голода, ни жажды, ни зноя, ни холода.
Жизнеописание этой святой можно сравнить с триллером: один монах, по имени Зосима, отправляется на поиски более успешных подвижников, чтобы научиться духовной жизни, случайно повстречал в пустыни обнаженное существо, с черной от зноя кожей и выгоревшими волосами... Существо, завидев монаха принялось было убегать, монах не отставал, но изрядно выдохнувшись, воскликнул: "Пожалей меня, остановись!". Существо ответило: "Авва Зосима, я грешная женщина, на мне нет одежды, и я не могу предстать пред тобою, кинь мне свой плащ, чтоб я могла подойти под твое благословение".
Так амма Мария, или преподобная святая мать, после многолетнего подвига пустнынничества впервые заговорила с человеком. Не согласись она тогда беседовать со старцем - не узнали бы мы о том, как одна человеческая жизнь может вместить глубину падения и растления и высоту святости.
Священники шутят, что подвиг Марии Египетской подобен тому, как если бы в час пик в самой тяжелой пробке на Ленинградском шоссе, человек бы усилием воли транспортировался бы в Шереметьево на чем-то вроде вертолетного экспресса. Покинув в 12 лет дом, Мария, отправилась познавать взрослую жизнь, праздную, разгульную. Как будто одержимая жаждой грешить все больше и изощренней, она упивалась своим беспутством настолько, сколько хватало сил и прожила так до 29 лет.
От любопытства или ведомая особым о ней Промыслом, Мария попала на корабль, следующий в Иерусалим, забравшись туда нелегально, в надежде, что тело ее будет надежным способом расплатиться за еду и дорогу.
Очутившись в желаемом месте, вместе с другими паломниками, прибывшими для поклонения Древу Животворящего Креста Господня, Мария двинулась к храму, но тут-то и произошло нечто странное. Как не старалась она зайти в храм, невидимая сила, как будто отбрасывала ее назад, не пуская в двери. После нескольких попыток, Мария попробовала еще раз, и сквозь страх, сковавший ее сердце она вдруг поняла, что вся ее жизнь, есть одна сплошная похотливая страстная жажда, влекущая ее вон из храма, не допуская к святыни.
Ее пронзительное: "Господи, прости, Матерь Божия помоги...Ненавижу свой грех... Уйду, Богородица, из мира, уйду совсем!", вырвавшееся из самого сердца, слезы, и в ужасе заломленные руки перед иконой Богородицы. Мольба была услышана, Мария встала с колен и беспрепятственно вошла в храм. Осознание того, что начинается что-то новое в ее жизни, доселе неизвестное окрепло в душе. Мария отправилась за реку Иордан, в пустыню, и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве пока не повстречала монаха Зосиму, которому и поведала о своей жизни...
"17 лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями борясь со своими помыслами... Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысл о мясе и рыбе... Хотелось мне и вина, потому что я много пила его,... не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода... Блудные же помыслы...страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появлении окаянных помыслов повергалась на землю и словно видела, что предо мной стоит Сама Пресвятая Поручительница и судит меня, преступившую данное обещание. Так не вставала я, лежа ниц день и ночь на земле, пока вновь не совершалось покаяние и меня не окружал тот же блаженный Свет, отгонявший злые смущения и помышления", - слова, записанные за Марией, которая к тому времени уже стала глубокой старицей, обладавшей духовными дарами.
Старцу Зосиме дано было видеть Марию, идущую по реке "яко по суху", в другой раз он застал пустынницу за молитвой - она поднявшись над землей, парила в небе. Через год после их встречи авва Зосима обнаружил тело усопшей великой святой и великой грешницы. Он похоронил ее тело в пустыни, дикий лев помог выкопать могилу в сухой, неподдающейся старцу земле. Вернувшись в свой монастырь, авва Зосима рассказал собратьям о том, что видел и слышал от преподобной Марии. Все дивились, слушая о величии Божием, и со страхом, верой и любовью установили творить память преподобной и почитать день ее преставления. Преподобная Мария изображается на иконах в плаще, который одолжил ей когда-то авва Зосима.
Житие этой святой читается в храме каждый год Великим постом на службе, которая получила название "Мариино стояние". На богослужении полностью прочитывается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Содержание канона и рассказа о подвиге преподобной блудницы перекликаются, они говорят нам о том, что покаяние, внутреннее преображение нашего сердца может быть начато только с честного осознания того, кем мы на самом деле являемся, с признания в собственных грехах.