К материалу "Адвокаты "Кока-Колы" заявляют, что формула напитка сохранена в тайне"
В мае 1886 года в Атланте полковник Джон Пембертон, фармацевт по образованию, пытаясь найти средство от головной боли, сварил необычный сироп карамельного цвета. В этот напиток входили отвар листьев коки, сахар и кофеин, что сделало его очень стимулирующим. Оценив вкусовые качества напитка (сироп оказался сладким и густым), Джон отнес свое изобретение в аптеку «Джейкобс», где первые порции сиропа продавались по пять центов за стакан. Затем в напиток добавили газированную воду и окрестили его Кока-Кола. Название и оригинальный шрифт придумал Фрэнк Робинсон - друг и партнер Джона Пембертона. На первых порах коку раскупали в количестве девяти стаканов в день. После смерти Пембертона преуспевающий бизнесмен Аза Кендлер приобрел рецепт Кока-Колы у его вдовы за 2300 долларов. Поместив напиток в металлическую посуду, Кендлер сварил его вместе с собственным запатентованным «Бальзамом из крови растений». В течение десяти последующих лет Кока-Кола укрепилась в названии «лечебного напитка». 31 января 1893 года товарный знак Кока-Кола был официально зарегистрирован в США. Логотип Кока-Кола читатели находили на обложках модных журналов, на огромных плакатах вдоль дорог. Реклама Кока-Колы всегда отличалась яркими и заметными образами, которые были по душе каждому американцу. Высокое качество напитка и красивая реклама принесли Кока-Коле невиданный успех.
В том же 1893 году молодой фармацевт из Нью-Берна (штат Северная Каролина), некий Калеб Брэдхэм, в результате экспериментов создал фармацевтическую смесь из газированной воды, сахара, ванили, редких масел и орехов колы. Эта необычная смесь под незвучным названием «напиток Брэда» стала продаваться в аптеках как веселящий, укрепляющий и способствующий пищеварению напиток. Спустя пять лет после изобретения Брэдхэм придумал напитку новое имя - Пепси-Кола и зарегистрировал его как торговую марку. Название было составлено из названий ингредиентов - пепсина (пищеварительный фермент) и ореха колы. Спустя еще четыре года, в 1902 году, Калеб Брэдхэм организовал компанию Пепси-Кола Компани. И вот уже больше века Кока-Кола и Пепси-Кола борются за звание самого популярного напитка в мире.
До начала 1930-х годов компания Пепси вообще не составляла существенной конкуренции Кока-Коле. Ситуация кардинально поменялась, когда в самый разгар Великой депрессии Пепси-Кола Компани начала продавать напиток в 12-унцевой бутылке (1 унция - 28,35 грамма) за пять центов, в то время как основной конкурент просил аналогичную цену за 6 унций. Продажи «Пепси» стали стремительно расти. В ответ Кока-Кола Компани предъявила иск о нарушении прав на использование торговой марки - слова «кола» в названии напитка. Длительное и скандальное судебное разбирательство завершилось мировым соглашением. С этой поры было положено начало негласной войне между двумя компаниями. Конкуренты постоянно шпионят друг за другом, не оставляя без ответа ни одну «вражескую» коммерческую акцию. Интересно, что Пепси-Кола первой поступила в продажу в СССР, а Кока-Кола была первой иностранной компанией, которая разместила рекламу своей торговой марки в Москве. И еще один интересный факт в истории Кока-Колы: в 1931 году, в преддверии Рождества, Кока-Кола Компани в целях рекламы заказала американскому художнику Хаддону Сундблому дизайн костюма для Санта-Клауса, отображающего фирменные цвета Кока-Колы. Так появился на свет добродушный Санта в красно-белом наряде, которого мы привыкли видеть. До этого он одевался как придется.
Перед Второй мировой войной Кока-Кола продавалась уже в 44 странах. В 1960 году компания начала разливать свои напитки в жестяные банки, ранее предназначенные только для армии. А с 1977 года в пластиковые бутылки емкостью 2 литра. В 1982 году появилась диетическая Кока, в которой вместо сахара используется сахарозаменитель. В одной баночке содержится всего 1 калория. В 1991 году компания Кока-Кола открыла свое представительство в Москве. По объемам продаж в России она сначала проигрывала Пепси-Коле (Пепси появилась в СССР почти на 20 лет благодаря выбору Хрущева). За семь последующих лет компания инвестировала в развитие своего российского бизнеса более 750 миллионов долларов, построив в два раза больше предприятий, чем Пепси. В 1998 году объемы продаж напитков Кока-Колы в три раза превысили те же показатели главного конкурента компании. В настоящее время мировая империя Кока-Кола выглядит следующим образом: свыше 10 крупных компаний-боттлеров, работающих в масштабах нескольких государств, и несколько десятков отдельных предприятий - неконсолидированных боттлеров. Например, Coca-Cola Enterprises Inc. работает в США, где производит примерно 70 процентов потребляемых американцами напитков, и в ряде стран Западной Европы. Другой крупный боттлер - Coca-Cola Amatil Ltd. занимает аналогичные позиции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В странах Восточной Европы работает Coca-Cola Helenic Botling Company. На сегодняшний день товарный знак Кока-Кола является наиболее известным товарным знаком в мире. Продукция компании продается почти в 200 странах мира.