Рейтинг@Mail.ru
Россия и Прибалтика: в плену прошлого - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия и Прибалтика: в плену прошлого

Читать ria.ru в
Дзен
Латыши, литовцы и эстонцы рисуются нам надменными и высокомерными. Принято считать, что три республики Балтии - это просто маленькие, злобные, чуть ли не фашистские государства, которые ненавидят Россию и превратили «некоренных жителей» в людей второго сорта. Скажем откровенно, Прибалтику не любят по трем причинам.

Леонид Млечин, член Экспертного совета РИА Новости.

Латыши, литовцы и эстонцы рисуются нам надменными и  высокомерными. Принято считать, что три республики Балтии - это просто маленькие, злобные, чуть ли не фашистские государства, которые ненавидят Россию и превратили «некоренных жителей» в людей второго сорта. Скажем откровенно, Прибалтику не любят по трем причинам.

Во-первых, они первыми ушли из Советского Союза - «неблагодарные!»

Во-вторых, они считают себя частью Запада,  сразу захотели вступить в Европейский союз и  НАТО - «присоединились к нашим врагам!»

В-третьих,  они от России чего-то требуют - то вернуть территории, то денежной компенсации за годы «советской оккупации».

Все остальное есть следствие: и недовольство положением русских в том числе. На территории бывшего Советского Союза существуют страны, где русским действительно пришлось (и приходится!) очень тяжко. Но эти государства в Москве не смеют задевать - с диктаторскими режимами связываться боязно. А три балтийские республики - это демократии, их можно критиковать безбоязненно.

И протесты по поводу встреч эсэсовских ветеранов и памятников эсэсовцам в Прибалтике - тоже во многом показные. В России свободно маршируют люди под откровенно нацистскими лозунгами, фашистская литература продается открыто, но  общество этим как-то мало обеспокоено.

Если учесть традиционно высокомерное отношение Москвы к малым государствам Европы, привычку все вопросы решать через их голову с большими партнерами - Америкой, Германией, Францией, то не стоит удивляться - ничего, кроме раздражения, в странах Балтии это не вызывает.    Российскую политику в отношении Прибалтики никак не назовешь ловкой. Что сделала наша дипломатия для создания новых отношений с Литвой, Латвией, Эстонией? Когда, кстати, возникла проблема транспортного сообщения с Калининградом,  позарез  понадобились хорошие отношения с Литвой, а их нет.

Единственный способ преодолеть вражду - честно относиться к   прошлому. Беда в том, что оно уж очень несимпатично - у обеих сторон, поэтому и вспоминать не хочется, и уж тем более признавать, что был неправ. Но ведь нынешние политики не несут никакой ответственности за то, что происходило в тридцатые и сороковые годы. Зачем же проявлять ложную солидарность с теми,  кто в ту эпоху совершал преступления?  Если российские политики не желают говорить о  сталинских временах и признавать, что латышей, литовцев и эстонцев сделали гражданами СССР без их желания, то и вполне справедливое негодование относительно прибалтийских эсэсовцев звучит не убедительно.

Латвия, Литва и Эстония требуют от России  извинений  за  годы  оккупации. Российское руководство эти требования не принимает, потому что отрицает сам факт оккупации. Мне этот термин тоже кажется неточным.  Оккупация - это контроль над территорией, которая считается чужой. В 1940 году произошла аннексия Литвы, Латвии и Эстонии, то есть включение Балтийских стран  в состав Советского Союза. Некоторые наши политики по-прежнему уверяют, что все три республики вступили в СССР добровольно. Рассекреченные документы советского министерства иностранных дел рисуют совершенно другую картину. В Литву, Латвию и Эстонию были введены советские войска, силой сменены правительства и проведены выборы, которые нельзя считать демократическими. После этого три республики включили в СССР.

Почти сразу же начались массовые репрессии.  Расстреливали и  отправляли в лагеря не только бывших полицейский и  чиновников,  но  и  представителей интеллигенции. Последняя предвоенная депортация была 14 июня 1941 года - за неделю до нападения Германии. Эти депортация  навсегда определили отношение литовцев, латышей и эстонцев к Советскому Союзу.

Национальные прибалтийские формирования не горели желанием защищать советскую власть. В августе 1941 года дезертировала половина эстонцев,  которых призвали в Красную армию. В  октябре на сторону немцев перешли десять тысяч литовцев и пять тысяч латышей.  Сталину пришлось расформировать  национальные соединения.

После войны прибалты забыли,  что Гитлер собирался выселить их из родных мест и освободить земли для немецких колонистов. В Латвии и Эстонии стали создавать тяжелую промышленность:  на  привозном сырье и привозной рабочей силе. Резко увеличилась доля нелатышского и неэстонского населения.  Приезжие исходили  из  того,  что Прибалтика - такая же часть Советского Союза,  как и любая другая область, поэтому нет  смысла  учить  язык и вникать в местные обычаи. Латыши, литовцы и эстонцы злились, видя, что приезжие ведут себя в их доме как хозяева.

Это очень разные народы, объединяемые лишь в силу геополитики и общности исторической судьбы. История прибалтийских народов сложилась так, что они всегда были под кем-то,  всегда вынуждены были приспосабливаться к очередному сюзерену. Они злятся на самих себя,  что  не  умели добиться самостоятельности.  Негодуют на свою судьбу малых народов,  до которых никому нет дела, хотя в этом и не признаются.

Прибалты хотели остаться наедине с собой. Им было неуютно в большом и чужом государстве еще и потому, что рядом с более эмоциональными, динамичными и гибкими  народами  они  чувствовали себя неуклюжими,  неумелыми и медлительными. Любимые русскими  веселые анекдоты о "горячих эстонских парнях"  имеют  под  собой определенную основу.  Темперамент, менталитет, традиции и привычки латышей, литовцев и эстонцев (при  всех  различиях между ними) весьма отличаются от российских, а тем паче азиатских или кавказских народов. Словом,  решительно все противилось их совместному проживанию  в  большой советской коммунальной квартире.

Обычно говорят  о  презрительном высокомерии прибалтов. Они же,  скорее,  не уверены в себе.  Латыши,  литовцы  и  эстонцы  находятся во власти собственных комплексов.  Они боятся  выразить себя свободно,  боятся пошутить над собой и часто себя недооценивают.

 Возможно, поэтому политика прибалтийских  республик  в  отношении  России представляет собой смесь страха, дерзости и полудетского стремления досадить взрослому, который не может тем же самым ответить ребенку. Думаю, балтийские коллеги признают: это желание самоутвердиться за счет большого соседа, да еще и  немного отомстить ему за прошлое. И это подпитывается уверенностью в своем культурном превосходстве. Здесь всерьез полагают, что цивилизованная Европа  заканчивается  на  восточной границе Эстонии...

Цивилизованная Европа не присоединяется к нацистам! А на стороне нацистской Германии в общей сложности сражались  сорок тысяч латышей,  из них двадцать тысяч - в добровольческих формированиях войск СС. В войска  СС  вступили и пятнадцать тысяч эстонцев. Важно подчеркнуть - по собственной воле. Согласившись служить немцам,  литовцы, латыши и эстонцы оказались соучастниками военных  преступлений гитлеровского режима. Немецкие войска  еще не успевали вступить в прибалтийские города, а местные жители уже убивали коммунистов и устраивали  еврейские  погромы.  В Прибалтике евреи чувствовали себя,  как в пустыне.  Им негде было спрятаться.

Цивилизованная Европа не оправдывает нацистов! А, получив в 1991 году независимость,  Литва амнистировала всех осужденных советской властью, в том числе и участвовавших  в уничтожении евреев.  Им даже выдали пособие - как невинно пострадавшим. Когда раздались голоса протеста,  литовские интеллектуалы возмутились:  как эти люди смеют нас в чем-то обвинять? Мы - жертвы, а не они!

Только умение видеть свои недостатки дает моральное право укорять других.  Если в Кремле говорят о том, что  России надо прежде всего обеспечить рабочие места на рынках для «коренного населения», то как теперь критиковать Ригу и Таллин, которые пятнадцать лет руководствуются именно этой логикой: в первую очередь надо заботиться о «коренном населении», а затем уже о приезжих, то есть о русских?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала