Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Последний полет космонавта Владимира Комарова

23 апреля исполняется 40 лет со дня первого пилотируемого полета всемирно известного космического корабля «Союз». А 16 марта исполнилось бы 80 лет со дня рождения Владимира Комарова, советского летчика-космонавта, трагически погибшего на борту этого Союза». Фатальным для Комарова оказался второй полет в космос. Ранее на многоместном корабле "Восход" он вместе с космонавтами - ученым Константином Фектистовым и врачом Борисом Егоровым впервые в практике мировой космонавтики стартовали в космос без скафандров, что уже было на гране фола.

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, для РИА Новости.

23 апреля исполняется 40 лет со дня первого пилотируемого полета всемирно известного космического корабля «Союз». А 16 марта  исполнилось бы 80 лет со дня рождения Владимира Комарова, советского летчика-космонавта,   трагически погибшего на борту этого Союза».

Фатальным для Комарова оказался второй полет в космос. Ранее  на многоместном корабле "Восход" он  вместе с космонавтами - ученым Константином Фектистовым и врачом Борисом Егоровым впервые в практике мировой космонавтики стартовали в космос без скафандров, что уже было на гране фола. В условиях пресловутой "космической гонки" многоместный  "Восход" спешно сделали из гагаринского "Востока", убрав из спускаемого аппарата катапультируемое кресло. Но разместить в "новом" корабле трех космонавтов, облаченных в скафандры, все равно не удавалось. К счастью тот полет окончился  благополучно.

Второй рейс в космос Владимир Комаров  выполнял уже на "Союзе-1". Сегодня это самый надежный в мире космический корабль. Его усовершенствованная модификация используется в качестве корабля-спасателя на Международной космической станции. А в то время ... Удивительно, что корабль, совершивший до этого всего два (да и то не вполне удачных) беспилотных полета, отправился в космос с человеком на борту!

Идея создания и проектная документация кораблей серии "Союз" закладывались Сергеем Королевым. При нем начались и испытания систем корабля. Очень сложно шла программа летных парашютных испытаний: разбилось несколько натурных макетов спускаемых аппаратов, сброшенных с самолета  для проверки  автоматики и парашютной системы.

После смерти Королева темпы испытательных работ не снизились. Однако сменивший его на посту Генерального конструктора  Василий Мишин  такого непререкаемого авторитета, как у Королева, не имел и часто не мог противостоять мощному давлению сверху.  А руководство страны торопило: уже два года в СССР не было пилотируемых полетов. В конце концов, и разработчики корабля поддались искушению, уверовав, что присутствие на борту корабля космонавта  снимет большинство вопросов,  возникших в предыдущих полетах, и позволит успешно выполнить задачу по стыковке с другим кораблем, который должен был стартовать на следующие сутки с экипажем из трех человек. После стыковки два члена экипажа второго корабля должны были перейти через открытое космическое пространство в "Союз-1" и на нем возвратиться на Землю.

Подготовка к полету шла в ускоренном темпе, чтобы успеть запустить корабль к 1 мая. Старт состоялся 23 апреля 1967 г. Неприятности начались сразу после выхода корабля на орбиту - не раскрылась одна из панелей солнечных батарей. Стало  ясно, что "однокрылый" "Союз-1" из-за смещения центра масс и дисбаланса в системе энергопитания не сможет сблизиться и состыковаться с другим кораблем. Его запуск надо было отменять.

Ряд неприятных моментов выявился и в системе управления. Из-за запотевания  не работал солнечно-звездный датчик, который должен был обеспечивать необходимую ориентацию "Союза" для спуска с использование аэродинамического качества. Возникли сбои и в работе новой ионной системы ориентации. Их причиной стали так называемые "ионные ямы" в атмосфере, о которых ранее не было известно. Космонавту пришлось ориентировать корабль вручную с помощью оптического визира - ориентатора.

Комаров профессионально, весьма квалифицированно и в полном объеме выполнил весь комплекс работ по оценке поведения "Союза" в полете и стал готовиться к возвращению на Землю. Поскольку ионная  система ориентации не сработала, спуск мог быть только баллистическим, то есть с большими перегрузками. Последние слова, которые были приняты на Земле: "Я - Рубин! Сейчас будет разделение..." Имелось ввиду  разделение отсеков. Затем голос космонавта утонул в шуме помех... А далее случилась катастрофа: не раскрылся основной парашют, и спускаемый аппарат врезался в землю с огромной скоростью, смялся и загорелся.

После разделения отсеков и торможения в верхних слоях атмосферы события развивались следующим образом. Вышел и открылся тормозной парашют.  Но он не смог вытянуть купол основного! Согласно логике работы системы, вышел запасной парашют, но он не наполнился, так как оказался в "аэродинамической тени" тормозного...

Причины катастрофы не были сразу однозначно определены, и в сообщение ТАСС попала печально знаменитая фраза:"... при открытии основного купола  на семикилометровой высоте... в результате скручивания строп парашюта корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В.М.Комарова".

В действительности встреча спускаемого аппарата с землей произошла на скорости более 50 м/сек. После тушения огня на месте падения были обнаружены  лишь застывшие лужи расплавившегося алюминия, из которого был выполнен корпус спускаемого аппарата, и верхний титановый шпангоут.

Государственная комиссия назвала причиной катастрофы очень тесную конструкцию парашютного контейнера и его деформацию за счет перепада давления после отстрела крышки контейнера. Но как выяснилось, парашют просто не мог выйти из контейнера. И не только из-за деформации. Тормозной  парашют должен был вытащить основной при усилии не более 1500 кг, а фактически, как показали последующие эксперименты, он мог держать массу почти в 2800 кг, что соответствует весу спускаемого аппарата.

При укладке парашюта в контейнер, его забивали туда деревянными молотками - настолько высоким было трение о стенки контейнера. Кроме того, в нарушение технологии работ со спускаемым аппаратом при его испытаниях в автоклаве контейнер не был закрыт крышкой. При высокой температуре  теплозащита аппарата полимеризуется и выделяет бесцветные смолы, которые оседают на металле и, обладая клеящимися свойствами, могут значительно увеличить коэффициент трения.

Что касается скручивания строп, то этого не было вообще - хотя на последующих кораблях (как бы чего не вышло) были введены вертлюги, которые предотвращали закручивание.

Останки летчика космонавта Владимира Комарова были доставлены в Москву и похоронены в Кремлевской стене. Незадолго до гибели ему исполнилось лишь 40 лет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оценить 6
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала