Дмитрий Шушарин, политический обозреватель РИА Новости.
Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов ожидается 23 марта в Государственной думе. В рамках правительственного часа он должен дать разъяснения по поводу ситуации, сложившейся вокруг дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготников.
Может быть, речь пойдет и о другом. Но вряд ли. Тем более что уже объявлено о найденном решении. Его предложит спикер Государственной думы Борис Грызлов. Все сводится к принятию закона о дополнительных ассигнованиях на ДЛО. Речь идет примерно о 25 миллиардах рублей. Никто не скрывает, что будет озвучен один из вариантов, предложенных Михаилом Зурабовым на встрече с Борисом Грызловым. При этом, правда, спикер предупреждает, что некоторые депутаты могут потребовать отставки министра. Но сам Зурабов, судя по его заявлениям, этого не боится.
После встречи с Борисом Грызловым Михаил Зурабов так и сказал. Мол, можете меня отправить в отставку, но что это изменит? Да и не отправят. Шум вокруг отставки был нужен «Единой России» накануне региональных выборов 11 марта. Сейчас же трогать Зурабова никто не собирается. Да и не тронешь его просто так.
По сравнению с тем шумом, который уже поднимался вокруг фигуры Зурабова, нынешняя информационная кампания - тьфу! Политическая система России устроена так, что проблемы пенсионеров и тяжелобольных людей, оказавшихся без жизненно важных лекарств, политических последствий иметь не будут. По-настоящему свободных выборов в стране больше нет, а массовые акции, которые так напугали власть при монетизации льгот, былой тревоги не вызывают. Депутатам надо просто доработать пиар-кампанию.
Совсем по-другому обстояли дела совсем недавно, когда информационная кампания против Михаила Зурабова сопровождалась еще и действиями силовых структур. Началась она в октябре 2006 года на заседании Общественной палаты, где работа социального ведомства была подвергнута жесточайшей критике. Основные события развернулись в ноябре. По подозрению во взяточничестве и нецелевом использовании бюджетных средств были задержаны директор Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Андрей Таранов и его заместитель Дмитрий Усенко. Обыски также прошли в дистрибуторских компаниях, которые являлись партнерами фонда по реализации госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.
Тогда в СМИ появлялись публикации о дружественных Зурабову фирмах, в том числе контролируемых его женой, но последствий это не имело. Более того, накануне нынешнего скандала Михаил Зурабов публично признал провал пенсионной реформы, что вызвало волну критических публикаций в прессе.
И это обзор подобных публикаций только за последние месяцы. Если углубиться в историю ведомства Михаила Зурабова, который пришел на государственную службу, получив богатый опыт работы в частном страховом бизнесе, то надо признать необычайную популярность (пусть и негативную) этого министра. На протяжении нескольких лет он является объектом постоянной критики. Причем возмущаются им не только профессионалы в области здравоохранения и социальной защиты, но и журналисты, анализирующие связи его ведомства с частными бизнес-структурами и роль самого Зурабова в налаживании подобных связей.
И, тем не менее, Михаил Юрьевич остается непотопляемым. Бытует версия, что «утопят» его накануне выборов в Государственную думу, дабы продемонстрировать ритуальное жертвоприношение. Но мне кажется, что это излишне рациональное объяснение. А дело в том, что Зурабова снимать не за что. То есть, конечно, логика кланового управления требует того, чтобы за огромными суммами и их передвижениями, которые подконтрольны Зурабову, присматривал человек из «ближнего круга». Но пока министр демонстрирует чудеса лояльности. Вплоть до того, что согласен быть мальчиком для порки. И, наверное, с понятием относится к вверенным ему деньгам.
Вот только у него самого никаких гарантий нет. Особенностью нынешнего политического режима в том, что лояльность может быть и не вознаграждена.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции