Интервью премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса корреспонденту РИА Новости в Афинах Алексею Богдановскому
Господин премьер-министр, в Афинах подписывается трехстороннее соглашение по проекту нефтепровода Бургас-Александруполис в присутствии политического руководства Греции, России и Болгарии. Сейчас, когда уже зафиксирована политическая воля к реализации проекта, сколько времени, по Вашему мнению, может занять его реализация? Какие выгоды принесет этот проект трем странам?
- Подписание в Афинах 15 марта 2007 года Межправительственного оглашения о сотрудничестве России, Болгарии и Греции по строительству и эксплуатации нефтепровода Бургас-Александруполис, без сомнения, является вехой в политических, экономических и энергетических отношениях трех стран.
После встречи 4 сентября 2006 года в Афинах с президентом Путиным и президентом Болгарии Пырвановым наши правительства работали в духе согласия и тесного сотрудничества и добились того, что не было реализовано в предыдущие 14 лет. Это очень важно, это серьезный задел.
Намерение греческого правительства заключается в том, чтобы перейти к следующим стадиям проекта в том же интенсивном и напряженном темпе последнего времени. Мы ставим целью очень скоро создать международный консорциум по данному проекту, а также подписать, в продолжение этого шага, соответствующее соглашение по транзиту между международным консорциумом по
проекту и нашими странами. Наша цель - как можно скорее завершить все необходимые процедуры и начать строительство нефтепровода.
Выгоды от строительства и эксплуатации нефтепровода велики для всех трех стран. Общий знаменатель этих выгод - создание экологически безопасного маршрута, дополнительного в отношении проливов Босфор и Дарданеллы, для транспортировки российской нефти, проходящей через Черное море. Параллельно с этим, реализация проекта нефтепровода внесет решительный вклад в разгрузку проливов Босфор и Дарданеллы и обеспечит более удобный доступ российской нефти на международные рынки.
Поэтому мы утверждаем, что строительство нефтепровода Бургас-Александруполис соответствует интересам не только России, Болгарии и Греции, но и интересам всего региона и международных рынков.
Россия уже около двадцати лет экспортирует природный газ в Грецию. Какие существуют предпосылки сотрудничества наших двух стран в этой области, учитывая ее общее развитие в данном регионе и строительство новых нефте- и газопроводов, например, из Турции в Грецию и далее в Италию?
- Как известно, Греция поддерживает тесные отношения с Россией на политическом, экономическом и энергетическом уровне. В том, что касается природного газа, Россия является сейчас крупнейшим поставщиком нашей страны. Импорт нефти и нефтепродуктов из России также достигает примерно 32% общего количества импорта двух нефтеперерабатывающих компаний нашей страны. Параллельно с этим, на основе Межгосударственного соглашения, подписанного в 1987 году между Грецией и СССР по поставкам природного газа, а также на основе долговременного договора между Государственным предприятием по природному газу Греции (DEPA) и Газпромом, Греция покрывает примерно 80% своих потребностей в природном газе за счет импорта из России, через Болгарию. Это сотрудничество очень важно и взаимовыгодно для обеих стран.
Согласно существующим оценкам, в последующие годы спрос на природный газ в Греции будет соответствовать тенденции роста, показанной в прежние годы. Поэтому, разумеется, Россия будет по-прежнему нашим основным энергетическим партнером в газовой отрасли, удовлетворяя потребности нашей страны в природном газе.
Кроме того, политика нынешнего правительства, которая подразумевает либерализацию рынков природного газа и электроэнергии, а также лидирующую роль Греции в создании Энергетического сообщества стран Юго-Восточной Европы, создает новые большие перспективы для того, чтобы крупные российские энергетические холдинги могли взять на себя инвестиционные инициативы в нашей стране.
Президент России Владимир Путин выразил на Мюнхенской конференции взгляды нашей страны относительно ее сотрудничества с западными партнерами, а также упомянул об озабоченности России относительно возможного размещения в некоторых европейских странах элементов американской системы ПРО. Какова позиция Греции в связи с этим?
- Прежде всего, такие вопросы не знают границ и не относятся только к одной стране. Они касаются нас всех. Следовательно, мы должны провести их всестороннее обсуждение в рамках открытого, искреннего диалога с самым широким участием. Институциональной, проверенной площадкой для этого является политический и военный диалог между странами Североатлантического альянса и Россией. Я неоднократно подчеркивал, что процесс этого диалога выгоден всем. Кроме того, он вносит вклад в стабильность и безопасность Европы.