Владимир Симонов, политический обозреватель РИА Новости.
У Соединенных Штатов нет более важных отношений в мире, чем отношения с Латинской Америкой вообще и с Мексикой в частности. Эти заверения Джорджа Буша прозвучали 5 сентября 2001 года на лужайке Белого дома, где американский лидер принимал тогдашнего мексиканского президента Висенте Фокса.
Через четыре дня в Нью-Йорке рухнули взорванные террористами башни-близнецы. Отношения с Латинской Америкой на долгие шесть лет провалились для США в некую затянутую паутиной зону забвения. Администрация Буша отдавала всю свою энергию войнам в Афганистане и Ираке, охоте на лидеров «Аль-Каиды», попыткам уличить Иран в тайном изготовлении бомбы и т.д. Но только не общению со своими южными соседями.
Но вот все чудесным образом изменилось. Вашингтон официально объявил 2007-й год «Годом взаимодействия с Латинской Америкой» (The Year of Engagement with Latin America). А президент Буш как бы открывает в четверг этот год своим визитом в пять стран континента - Бразилию, Уругвай, Колумбию, Гватемалу и Мексику, который продлится до 14 марта.
Президента США встретит совершенно другая Латинская Америка.
За времена забвения со стороны Соединенных Штатов их "задний двор" успел покрыться красно-розовыми пятнами режимов различной степени левизны. От Венесуэлы и Никарагуа на севере до Боливии на юге, захватывая Бразилию и Эквадор.
Можно спорить, вдохновляются ли лидеры этих стран заветами марксизма или, что более вероятно, боливарианскими идеями борьбы за суверенитет и народное счастье. Но в одном сомневаться не приходится: их объединяют настроения глубокого, причем нарастающего антиамериканизма. Эти политики не забыли и хотели бы сохранить в памяти будущих поколений поразительный исторический факт: потакая эгоистическим интересам своих транснациональных корпораций, США в XX веке сбросили или подорвали стабильность около 40 латиноамериканских правительств.
Сегодня латиноамериканцы великого северного соседа просят более не беспокоиться. Наиболее ярким, в чем-то плакатным носителем такого рода настроений выступает президент Венесуэлы Уго Чавес. Он не только публично предает Джорджа Буша анафеме как «дьявола во плоти», но и умело использует бешеные нефтяные деньги, чтобы потеснить США из аргентинской, бразильской и прочих, менее крупных национальных экономик.
Каракас становится своего рода мотором выхода латиноамериканских стран из-под американского влияния, утверждения их независимости и преодоления разобщенности, оставленной им в наследство еще испанскими конкистадорами.
Конфликт венесуэльского и американского президентов настолько на виду, что стал предметом статистики. Опрос, проведенный чилийским исследовательским центром Latinobarometro, показал: в масштабах континента рейтинг Чавеса еще несколько уступает показателям Буша - 28% против 32%, но уже превосходит его во многих странах. На этом фоне есть немало оснований рассматривать нынешний дипломатический вояж Джорджа Буша за южные границы как своего рода личный поединок с Уго Чавесом на латиноамериканском ринге.
Поездка президента США начинается с наиболее сложных для него стран - Бразилии и Уругвая. Региональный гигант Бразилия давно добилась относительной экономической и политической независимости от США, на долю которых приходится всего 19% ее экспорта и 17% импорта. С точки зрения Вашингтона, это ослабление хозяйственных связей сейчас крайне некстати. Америка остро заинтересована в упрочении статуса Бразилии как экономического лидера континента. Но не из соображений чистой филантропии, а для создания противовеса Венесуэле и ее экспорту боливарианской революции. Несмотря на его розовые убеждения бразильский президент Лула да Силва кажется Вашингтону тем умеренным реформатором, который прекрасно подошел бы на роль регионального лидера в пику претензиям радикала Чавеса
Осуществить этот маневр, считают в США, поможет волшебное заклинание: «Этиловый спирт». На Бразилию вместе с Америкой приходится 70 % мирового производства этого возобновляемого биотоплива будущего. Впрочем, почему будущего? Уже сегодня именно таким топливом заправляется 8 из каждых 10 новых бразильских автомашин.
Ожидается, что Буш и да Силва создадут то, что уже окрестили «этиловым ОПЕК». Президенты подпишут договоренность о разработке международных стандартов нового биотоплива и наращивании мощностей по его производству из сахарного тростника в Бразилии и странах Карибского бассейна. В определенном смысле это увесистый камень в венесуэльский «огород» с его нефтяными богатствами, но и Тегерана. Как признал на днях Николас Бернс (Nicholas Burns), заместитель госсекретаря США по политическим делам, Америка не хочет быть зависимой в энергетическом плане от таких стран, как Иран и Венесуэла.
Иранский президент Махмуд Ахмадинежад, посетивший недавно Эквадор, Никарагуа и Венесуэлу, мог бы ответить на это скептической улыбкой. Общеизвестно, что на пути этилового сотрудничества США и Бразилии стоит непреодолимая стена: дискриминационный тариф на импорт бразильского спирта - 54 цента за галлон. Поэтому соглашение об «этиловом ОПЕК», если оно действительно материализуется, будет сильно попахивать пиаром, нацеленным на раздувание лидерской роли Бразилии в ущерб Венесуэле.
Вряд ли за неделю своей поездки Джордж Буш преуспеет в своей Операции «Анти-Чавес». Похоже, Соединенные Штаты окончательно потеряли былую власть над процессами к югу от своих границ. Там уже закрепляются сегодня новые игроки - Китай, Евросоюз, Россия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции