Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

7 марта

- 1960 - в СССР сформирована первая группа космонавтов.
- 1992 - умер Асаф Михайлович Мессерер, артист балета.
- 1967 - вышло Постановление ЦК КПССо переводе на пятидневную рабочую неделю.

47 лет назад (1960) в СССР сформирована первая группа космонавтов
     Вскоре после запусков первых искусственных спутников Земли, летательных аппаратов с живыми существами стало очевидно, что в нашей стране созданы все необходимые научно-технические предпосылки для полета человека в космос. Ученые и конструкторы космических систем во главе с С.П.Королевым приступили к решению проблемы пилотируемых космических полетов. В мае 1958 года С.П.Королев рассмотрел предложения проектного отдела, возглавляемого М.К.Тихонравовым, о создании тяжелого спутника для полета человека в космос. 5 января 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О медицинском отборе кандидатов в космонавты», а 22 мая 1959 года появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке человека к космическим полетам». Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 175 сантиметров, вес - до 75 килограммов, отличное здоровье. Сам же набор начался в августе 1959 года. По авиачастям были направлены группы врачей (по два человека) Института авиационной медицины, которые начали «бумажную» часть отбора - просмотр медицинских книжек летчиков. Всего были просмотрены медицинские книжки трех с половиной тысяч человек. По медицинским показателям, служебным характеристикам и по соответствию критериям отбора для собеседования отобрали всего 347 человек. Одним из основных принципов, которым руководствовались комиссии, являлся принцип строгой добровольности. На собеседовании, по воспоминаниям космонавтов, многим задавали ставшим знаменитым вопрос: «На новой технике полетать хотите?». Несмотря на то, что цель отбора знали только командиры дивизий, почти все догадывались, о какой технике идет речь. Но открыто об этом не говорилось, кандидатам даже не разрешалось разглашать сам факт собеседования. Согласившихся кандидатов ждал первый этап медицинского обследования, который проводился обычно в гарнизонном госпитале. Следующий этап отбора начался в октябре 1959 года. Кандидатов вызывали в Москву, на стационарное обследование в Научно-исследовательский авиационный госпиталь (НИАГ), проходившее в два этапа: клиническое обследование в объеме врачебной экспертизы лиц летного состава истребительной авиации и психофизиологическое обследование. Кроме всевозможных анализов и осмотров кандидатов подвергали так называемым «нагрузочным пробам» - выдерживали в барокамере, крутили на центрифуге, проверяли устойчивость организма к гипоксии и перегрузкам. Окончательное экспертное медицинское заключение выносила Главная медицинская комиссия. 11 января 1960 года было принято решение о создании Центра подготовки космонавтов: начальник Главного штаба ВВС К.А.Вершинин подписал директиву «О формировании штатов Центра подготовки космонавтов». В документе оговаривалось планируемое число космонавтов - 20 человек. К февралю 1960 года этап психофизиологического обследования успешно прошли лишь 29 человек, ставшие финалистами отбора. После мандатной комиссии кандидаты вновь разъехались по своим гарнизонам в ожидании вызова в Москву. 3 марта 1960 года появился приказ МО СССР «Временное положение о космонавтах», на основании которого определялись статус и обязанности космонавта. В марте 1960 года в Центр прибыли первые двадцать будущих космонавтов из числа военных летчиков, а через год состоялся первый в мире полет в космос Юрия Гагарина.

40 лет назад (1967) вышло Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС о переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями
     7 марта 1967 года было принято судьбоносное постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС о переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю. Народные волнения начала 1960-х годов (бунт в Новочеркасске, длинные очереди у хлебных магазинов) убедили кремлевских вождей в том, что непродуманной хрущевской политике нужно противопоставить нечто приятное всему народу. При Брежневе сразу прибавилось праздников, объявленных нерабочими днями, а  постановление 1967 года добавило к ним еще 52 субботы. Государство вполне могло пойти по пути западного законодательства о труде: к середине 1960-х годов острого дефицита  рабочей  силы не было, и лишние выходные практически никак не отразились на работе заводов, фабрик и тем более присутственных мест. Трудящиеся отнеслись к брежневской новации положительно. Правда, вскоре многим из них пришлось отрабатывать в так называемые «черные» субботы - под видом производственной необходимости часть выходных дней объявлялась рабочими.

242 года назад (1765) родился Жозеф Нисефор Ньепс, французский изобретатель, один из создателей фотографии
     Нисефор Ньепс родился во французском городе Шалоне в богатой семье. Его отец был советником короля, а мать - дочерью известного юриста. Интерес к изобретательству проявился у Ньепса еще в детстве, но он стал армейским офицером. Из-за плохого здоровья вышел в отставку и несколько лет был в Ницце государственным чиновником. В 1801 году возвратился в Шалон и посвятил всю дальнейшую жизнь научным исследованиям. Ньепс много лет занимался улучшением способа плоской печати - литографии, изобретенной А.Зенефельдером в 1796 году. Изучая различные светочувствительные вещества, он обнаружил, что если чистый кристаллический йод подвергнуть возгонке, а затем пары его сублимировать на серебряную пластинку, то такая пластинка становится светочувствительной. Ньепс в то время не мог понять, что в этом случае образуется светочувствительное йодистое серебро. Учитывая то обстоятельство, что изображение получалось при экспонировании в камере-обскуре слабо контрастным, Ньепс пришел к заключению, что йод непригоден для получения изображении окружающих предметов. Это побудило изобретателя направить свои усилия на исследование асфальта-смолы природного органического происхождения, который обладал хорошей растворимостью в некоторых растительных маслах, например, в лавандовом масле. Светочувствительный асфальт наносился тонким слоем на цинковую или оловянную пластину, которая затем экспонировалась в камере-обскуре с очковой линзой. При действии света асфальт терял растворимость и становился твердым. В лавандовом масле происходило растворение асфальта только в участках, где не действовал свет. Затем после обработки в лавандовом масле цинковая пластина травилась азотной кислотой на определенную глубину и после этого остатки затвердевшей смолы удалялись с ее поверхности. Полученные на пластине углубления заполнялись типографской краской с помощью валика. Прикладывая сверху лист бумаги, можно было получить одноцветное позитивное изображение. Несмотря на очень низкую светочувствительность асфальта (выдержка на прямом солнечном свете достигала 6-8 часов), Ньепс считал, что предложенный процесс может быть с успехом применен для изготовления типографских клише картин, рисунков, чертежей. В 1825 году он опубликовал свое открытие, назвав его гелиографией. Однако предложенный процесс как чисто фотографический метод широкого развития не получил. В 1829 году Ньепс заключил договор с Л.Ж.Дагером, художником-декоратором в опере и владельцем Парижской диорамы, о совместной работе по усовершенствованию изобретения. Используя опыт Ньепса, Дагер после его смерти продолжил разработку процесса получения неисчезающего изображения и к 1839 достиг успеха, положив начало фотографии.

Русский, советский живописец, график Кустодиев Борис Михайлович129 лет назад (1878) родился Борис Михайлович Кустодиев,  русский художник
     Борис Кустодиев родился в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И.Е.Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева - портретиста. В 1906 он стал членом объединения «Мир искусства». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане - «русские Венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф.И.Шаляпина) подобны красочным снам о старой России. Кустодиев смело «мешал все стили и жанры»: портрет и пейзажи, сказочные фантазии, гротеск и бурлеск, истинную монументальность с карикатурой, широту декоративного чувства с педантичной «этнографией». Сам художник говорил: «Меня называют реалистом. Какая глупость! Все мои картины сплошная иллюзия...». Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка («Большевик»). Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова; «Русь» Е.И.Замятина) и сценографии («Блоха» Замятина в МХТ). Умер Борис Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.

Балетмейстер Асаф Мессерер15 лет назад (1992) умер Асаф Михайлович Мессерер, артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист СССР
     Асаф Мессерер родился в Вильнюсе 19 ноября 1903 года. Танцу обучался в 1918-1919 годах в Москве в студии М.М.Мордкина, в 1919-1921 годах - в Московском хореографическом училище, по окончании которого до 1954 года был ведущим солистом Большого театра. Исполнял главные партии в большинстве балетов классического наследия, особенно требующих виртуозной техники или комедийного дарования. Иногда предлагал собственную, подчас чуть ироническую трактовку образов. Искусство Мессерера способствовало расширению возможностей мужского танца, обогатило и усложнило лексику балетных спектаклей. Среди лучших партий: Колен («Тщетная предосторожность» Гертеля), Базиль («Дон Кихот» Минкуса), Филипп («Пламя Парижа» Асафьева), Акробат («Красный мак» Глиэра), Петрушка («Петрушка» Стравинского). Много выступал также в современных постановках:  Тибул («Три толстяка» Оранского, 1935), Принц («Золушка» Прокофьева). Поставил ряд танцевальных номеров, в том числе «Футболиста» (на музыку А.Н.Цфасмана), который пользовался особенным успехом. Мессерер много работал над возобновлением классических балетов («Лебединое озеро» П.И.Чайковского). Впоследствии занимался преподаванием, получил международную известность как педагог классического танца. Вел класс ведущих артистов в Большом театре, в 1960-х годах работал в труппе М.Бежара в Брюсселе. Умер Мессерер в Москве 7 марта 1992 года.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала