Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
С воплощением национальных проектов, в России создается "стратегическая основа для удовлетворения базовых потребностей человека". Об этом накануне Всероссийского форума "Женщины в национальных проектах: стратегический ресурс нации" заявила на пресс-конференции Александра Очирова, одна из организаторов форума и председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития.
Название форума, который пройдет 1 марта, звучит не без пафоса, но с реальностью пока соотносится лишь в одном смысле. У многих социальных проблем, которые призваны решать национальные проекты (здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство), - "женское лицо". То есть, женщины по-прежнему остаются "пассивными" участниками национальных проектов - не столько их "субъектом", сколько "объектом". Об этом в один голос говорят участники форума. Татьяна Портнова, депутат Мосгордумы и председатель Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению, обратила внимание на "чисто российский феномен - женщины в стране еще не осознали себя как социальную, гражданскую силу". Россиянкам еще только предстоит стать активным действующим лицом нацпроектов.
Пока же, напоминают организаторы форума известный факт, - у женщин и мужчин равные права (по Конституции), но разные возможности. С бизнесом еще куда ни шло: больше половины менеджеров компаний разного уровня - женщины, говорит президент Российской Академии бизнеса и предпринимательства (РАБИП), глава оргкомитета форума Ирина Горбулина. Женщины гибче и деятельнее ведут себя на рынке труда, энергичнее получают высшее образование, вторит вице-президент "Медиасоюза" Елена Зелинская. Правда, при этом россиянки не понаслышке знают, что такое "стеклянный потолок" - искусственный верхний предел в карьере, выше которого не удается подняться лишь потому, что ты принадлежишь к "слабому полу". Женский заработок в среднем составляет 70% от мужского (а пенсия - 40-50%). Что же касается участия женщин в политической жизни, то оно, по меткому выражению Зелинской, - "еле заметно под микроскопом".
Можно приводить примеры и дальше. Женщин во власти в России - меньше 10%. По числу женщин-депутатов в нижней палате парламента страна - на 80-м месте в мире. Из 42 президентских назначенцев в Общественную палату женщины составили половину. Однако в окончательно сформированной палате (когда к 42-м членам присоединились еще 84) оказалось лишь 20% женщин. Это симптоматично хотя бы потому, что Общественная палата создавалась в качестве института гражданского общества.
Возможно, полагает Елена Зелинская, добровольная политическая "аморфность" россиянок объясняется "страхом, который сидит в позвоночнике у каждого бывшего советского человека: лишний раз не высовываться". Только когда "наши женщины проснутся, Россия выйдет на мировую арену", убеждена президент РАБИП Ирина Горбулина.
Благодаря национальным проектам появилась надежда, что в России сформируется "политика социальной безопасности", говорит Александра Очирова. А для того чтобы российские женщины выполнили демографический наказ государства и больше рожали, нужны не только материальные, но и оздоровительные, и пропагандистские меры, считает Очирова. "Пока россиянки недостаточно здоровы и богаты для того, чтобы решить вопросы, стоящие на повестке дня нашей национальной безопасности. Надо бороться с семейной бедностью", - убеждена глава Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития.
"В Британии становится все больше семей, состоящих из одного человека", - процитировала шутку знаменитой литературной героини Бриджет Джонс (Bridget Jones) координатор "Единой России" по нацпроектам Лиана Пепеляева. - И в России женщины должны возрождать институт семьи". Эта не всегда артикулируемая, но, конечно, подразумеваемая составляющая национальных проектов также будет обсуждаться на форуме.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции