Президент России Владимир Путин объявил в четверг вечером об изменениях в структуре кабинета министров, где теперь будет четыре вице-премьера, двое из которых - первые. Сергей Иванов, ранее совмещавший посты вице-премьера и главы Минобороны, назначен первым вице-премьером и будеткурировать, помимо военно-промышленного комплекса, часть гражданского сектора экономики. Новым министром обороны стал Анатолий Сердюков, до последнего времени руководивший Федеральной налоговой службой. Руководитель Аппарата правительства Сергей Нарышкин займет также пост вице-премьера. О масштабной реконструкции правительства говорили давно, но для многих новости о кадровых перестановках стали неожиданными и шокирующими. С чем связаны перестановки в правительстве и как их можно расценить? На этот вопрос РИА Новости ответили эксперты.
Но надо внимательно слушать президента - еще на пресс-конференции 1 февраля он заявил, что на президентских выборах не будет никаких преемников, а будут кандидаты. В результате проведенные им перестановки делают персональный вопрос преемников куда как менее актуальным, чем вопрос обеспечения преемственности власти. Действительно, теперь сказать однозначно, что та или иная кандидатура рассматривается как потенциальный преемник, довольно сложно. Впрочем, можно и по-другому оценить ситуацию, заявив, что теперь, после этих кадровых перестановок слишком большой круг лиц можно называть преемниками, что, согласимся, девальвирует само это понятие и выносит на передний план не персональный характер, а идеологический - вместо преемников - преемственность. Это позволяет чиновникам вместо глупых и контрпродуктивных метаний в поисках «прикупа» заняться своей профессиональной деятельностью, не отвлекаясь на то, чтобы «соломку подстелить». Пожалуй, в этом - главная заслуга кадровых перестановок.
Наконец, наиболее спорное с внешней стороны решение - назначение новым министром обороны бывшего руководителя налогового ведомства - вполне обоснованно. Во-первых, в очередной раз президент подтвердил, что армия не должна «закукливаться» в свои узкоармейские вопросы, что армия - часть государства. Именно так надо рассматривать назначение штатского человека. Потом, важно то, что Сергей Иванов отстроил новую систему управления Министерством обороны и вывел его из кризиса, в котором оно пребывало 10 постперестроечных лет. Конечно, оставались нерешенные вопросы, вроде дедовщины, но, как организм, Министерство обороны уже не было гниющим и заражающим все вокруг себя, неспособным к выполнению своей главной функции - обороне Родины. И вот в ситуации, когда началось масштабное вливание средств в армию, на руководящей должности уже нужен не бывший контрразведчик, который смог построить генералов и заставить их работать, а жесткий и злой бухгалтер, которым, собственно, и является Анатолий Сердюков. Наконец, на слова критиков о «плевке в русских офицеров», хотелось бы ответить примером из истории нашего бывшего «вероятного противника»: в США гражданский министр обороны - норма. И никто там не считает подобное назначение плевком в лицо офицерам. Наличие гражданского министра обороны - гарантия минимального гражданского контроля над военным ведомством. А ведь именно этого и добивается сейчас российское общество.