Выступление Владимира Путина на 43-й Мюнхенской конференции по безопасности заранее называли "программным". Сам факт того, что российский президент впервые принял участие в мероприятии, которое называют "Давосом по безопасности" (а проводится оно с 1962 года), не мог не остаться незамеченным. Эти ожидания оказались не напрасными: начав свою речь с обещания обойтись без "округлых, но пустых дипломатических штампов", глава российского государства открыто и местами откровенно изложил позицию Москвы по таким проблемам, как ядерная программа Ирана, расширение НАТО и реформа ООН. И хотя Владимир Путин специально отметил, что Россия и США никогда не будут врагами, его откровенность нельзя не рассматривать как своеобразный ответ на недавнее "чистосердечное признание" главы Пентагона Роберта Гейтса, публично причислившего Россию к странам-изгоям и врагам Америки.
Для начала российский президент констатировал кризисное состояние сложившейся системы международно-правовых отношений: "Никто уже не чувствует себя в безопасности, никто не может спрятаться за международным правом, как за каменной стеной".
Причина того, что право играет все меньшее значение в международных отношениях - использование силы в обход Устава ООН. "Не надо подменять ООН ни НАТО, ни Евросоюзом. ...Когда ООН будет реально объединять силы международного сообщества, ...когда мы избавимся от пренебрежения международным правом, то ситуация может измениться", - отметил Путин.
Расширение НАТО, по мнению Путина, "не имеет никакого отношения ...к обеспечению безопасности в Европе". Напротив, по его словам, это расширение снижает "уровень взаимного доверия" между странами. "И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение?" - сказал президент РФ. По его словам, приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам никоим образом не связано "с преодолением глобальных угроз", в первую очередь - терроризма. Он напомнил, что после роспуска Варшавского договора генсек НАТО дал гарантии безопасности СССР, заявив, что войска Альянса не будут размещены за пределами ФРГ. "Где эти гарантии?" - спросил Путин.
Напомнил он и о том, что в 80-е годы СССР и США подписали договор о ликвидации целого класса ракет средней и малой дальности (Договор о РСМД был подписан между СССР и США 8 декабря 1987 года. Россия обвиняла США в нарушении этого договора в связи использованием ракет типа Гера при испытании системы ПРО. - rian.ru). "Универсального характера этому документу придано не было", и потому сегодня "такие ракеты имеют целый ряд стран - КНДР, Республика Корея, Индия, Иран, Пакистан и Израиль", считает президент.
Затронул он и судьбу другого российско-американского договора - О сокращении стратегических наступательных потенциалов (прямо этот договор не упоминался, однако понятно, что речь идет о нем). По словам Владимира Путина, Россия намерена строго выполнять взятые на себя обязательства по сокращению количества ядерных боезарядов к 2012-му году (до 1700 - 2200 единиц). "Надеюсь, что наши партнеры будут действовать также транспарентно и не будут откладывать, на всякий случай, на черный день лишние пару сотен ядерных зарядов. Если сегодня новый министр обороны США объявит, что США не будут прятать эти заряды лишние ни на складах, ни под подушкой, ни под одеялом, я предлагаю всем встать и стоя это поприветствовать. Это было бы очень важно", - сказал президент России. Про "одеяло" Владимир Путин упомянул не случайно: согласно новой ядерной политике США (2002 г.), сокращение боезарядов предполагается проводить не за счет ликвидации, а за счет переориентирования стратегических носителей для решения неядерных задач. Иными словам, возможность повторного развертывания "сокращаемых" боезарядов сохраняется.
Еще одна проблема, о которой упомянул Владимир Путин и которая также связана с политикой США, - это милитаризация космоса. Последствия этой милитаризации, по его словам, могут быть "не меньшие, чем начало ядерной эры". Как сообщил российский президент, Россия подготовила проект международного договора по предотвращению размещения оружия в космическом пространстве, который в ближайшее время "будет направлен партнерам в качестве официального предложения". Вопрос только в том, обратят ли "партнеры" внимание на это предложение: до сих пор Вашингтон блокировал все усилия достичь международного соглашения по демилитаризации космоса. Кстати, в проекте бюджета США на 2008 год, который сейчас рассматривает Конгресс, запланировано увеличение расходов на военно-космические программы на 25%: с $4,8 миллиарда в текущем году до $6 миллиардов в 2008 году.
Ныне почивший договор об ограничении систем ПРО 1972 года также был косвенно упомянут российским президентом. По словам Владимира Путина, Россия готова дать "ассиметричный ответ" на развертывание ПРО в Восточной Европе. Сообщив, что "у нас есть такое оружие, которое ее (систему ПРО - rian.ru) преодолевает", Владимир Путин добавил, что такой ответ России никак не направлен против Соединенных Штатов - правда, в той мере, в какой "система ПРО не направлена против нас".
Напомним, что США вышли из ПРО в 2002 году, а сегодня речь идет о размещении ракет-перехватчиков в Польше и Чехии. Хотя в Вашингтоне утверждают, что данная мера направлена на предотвращение вероятной угрозы со стороны стран-изгоев, эксперты не сомневаются, что размещение баз ПРО в бывших советских республиках - это чисто антироссийская мера.
Впрочем, по мнению главы российского государства, создание системы ПРО - это угроза не только для России, но и для всего мира: "Гипотетически мы исходим из того, что наступит момент, когда возможная угроза со стороны наших ядерных сил полностью будет нейтрализована. Это означает, что баланс будет нарушен и у одной из сторон возникнет ощущение полной безопасности, а значит, это развязывает ей руки не только в локальных, а возможно, в глобальных конфликтах".
Владимир Пути не обошел внимание и волнующий сегодня весь мир вопрос распространения ядерных технологий. Отметив, что "тягу ряда стран к обладанию оружием массового уничтожения" подпитывает доминирование фактора силы, установившееся в международных отношениях, он призвал к разумному решению иранской ядерной проблемы. По его словам, "если международное сообщество не выработает разумное решение этого конфликта, мир и дальше будут сотрясать подобные дестабилизирующие кризисы". Напомним, что некоторое время назад Россия предложила создать международные центры по обогащению урана. С аналогичной инициативой выступали и США.
Что касается ракетной программы Ирана, то, как заявил Владимир Путин, Россия не передавала Ирану ракетные технологии, зато "там активно очень действовали другие страны" из Европы и из Азии. Президент напомнил, что в 1990-е годы Россия по просьбе США прекратила обучение иранских специалистов, которые изучали ракетные технологии, в то же время аналогичной реакции от иностранных партнеров, в том числе в Европе, не последовало. "Более того, из Соединенных Штатов до сих пор поступает (в Иран) военная техника и специальное оборудование. До сих пор поступают запчасти к самолетам F-14", - сказал глава государства, отметив, что эти поставки продолжаются, несмотря на расследования в США.
Что касается военно-технического сотрудничества России с Ираном, то оно, как утверждает Путин, "минимально": "Россия поставляла туда оружия в разы меньше, чем США и другие страны". Он уточнил, что в Иран поставлялись российские системы ПВО среднего радиуса действия - от 30 до 50 километров. "Мы сделали это для того, чтобы Иран не чувствовал себя загнанным в угол, что он находится в каком-то враждебном окружении, чтобы Иран понимал, что у него есть канал для общения, что у него есть друзья, которым можно доверять", - пояснил президент.
Также Владимир Путин дал некоторые пояснения относительно российской энергетической политики, которую в последнее время часто рассматривается в контексте разговоров о безопасности. Во-первых, он в очередной раз заявил, что Россию "не очень устраивает" Энергетическая хартия, а потому ратифицировать ее Москва не намерена. Во-вторых, президент повторил, что "цена на энергоносители должна определяться рынком, а не являться предметом политических спекуляций, экономического давления или шантажа". И, наконец, он отметил, что Россия открыта для сотрудничества в энергетической сфере, а зарубежные компании участвуют в крупнейших энергетических проектах в стране. "По различным оценкам, до 26% добычи нефти в России ...приходится на иностранные капиталы. Попробуйте привести мне примеры подобного широкого присутствия российского бизнеса в ключевых отраслях экономики в западных государствах. Нет таких примеров", - заявил Путин.
Дав зримый пример "стабильности и открытости" российской экономики, президент перешел к внутренней политике - благо, что сегодня степень демократичности той или иной страны многими рассматривается как предлог для вмешательства в ее внутренние дела (а это уже вопрос безопасности, каковому и посвящена конференция в Мюнхене). Опровергнув утверждения об "однополярности российского правительства", он отметил, что Россия стремится к многопартийной системе и все изменения в избирательном законодательстве направлены на это.
В то же время, внутренняя многополярность (как можно судить по словам президента) тесно связана с многополярностью на международной арене. "Россию постоянно учат демократии. Но те, кто нас учит, сами почему-то учиться не очень хотят", - заметил Путин. Эта же мысль просматривается и в его словах о том, что Россия хотела бы работать "с ответственными и самостоятельными партнерами" над "строительством справедливого и демократического мироустройства, обеспечивая в нем безопасность и процветание не для избранных, а для всех".
"Россия - страна с более чем тысячелетней историей. И практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сейчас", - резюмировал Путин.