ООН, 8 фев - РИА Новости, Лариса Саенко. Постоянные представители Турции, Кипра, Хорватии, Чили и Нидерландов в ООН возглавили рабочую группу по реформе Совета Безопасности. Эти пять дипломатов были назначены в четверг председателем Генассамблеи ООН Хайей Рашид Аль-Халифой.
В штаб-квартире ООН в четверг прошло первое закрытое заседание рабочей группы.
Пресс-секретарь Аль-Халифы сообщила, что каждый из этих дипломатов будет отвечать за одно из ключевых направлений реформы, касающихся института вето, численности состава, регионального представительства, эффективности работы и взаимодействия с Генассамблеей.
Сопредседатели рабочей группы должны представить единую концепцию по своему направлению на основе переговоров с 192 странами к концу марта.
Хайя Рашид Аль-Халифа в январе объявила о начале подготовки к реформированию Совета Безопасности ООН и приступила к первым консультациям по данному вопросу.
Это первая серьезная заявка ООН на выработку единой концепции реформы самого влиятельного органа управления ООН, наделенного полномочиями решать вопросы войны и мира. Как отмечают эксперты, по сути это - попытка перераспределить власть "большой пятерки" - США, Великобритании, Франции, России и Китая, имеющих право вето.
В Совбез входят пять постоянных и десять непостоянных членов, избираемых на два года.
Вопрос расширения пятерки "великих держав", сложившейся после Второй мировой войны, был впервые остро поставлен в 2005 году, когда "группа четырех" - Германия, Япония, Индия и Бразилия - весьма настойчиво потребовала для себя статуса постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Позже и другие региональные лидеры стали выдвигать свои концепции реформы, сводившиеся к требованию "справедливого представительства" при расширении состава Совбеза.
В кулуарах политики говорят, что реформа Совбеза "застряла" в "большой пятерке", которая не смогла договориться о том, как допустить к принятию решений большее число стран, не утратив собственных полномочий и привилегий.
Предыдущий генсек ООН Кофи Аннан считал, что нынешние члены СБ при наличии политической воли могли бы договориться о реформе Совбеза в течение месяца, так как все уже известные схемы расширения не содержат в себе принципиальных различий.
Россия считает, что реформировать СБ необходимо взвешенно, на основе консенсуса, и не покушаясь на нынешний институт вето "большой пятерки".