Рейтинг@Mail.ru
Феномен Стругацких - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Феномен Стругацких

Читать ria.ru в
Дзен
В прессе появились сообщения о том, что режиссер Алексей Герман (наконец-то!) закончил съемки фильма по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом» и приступил к монтажу фильма. Герман известен своей гениальной придирчивостью. Практически все его ленты снимались с колоссальным напряжением сил и вне всяких сроков. Но я хотел сказать не о Германе, а о братьях Стругацких.

Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.

В прессе появились сообщения о том, что режиссер Алексей Герман (наконец-то!) закончил съемки фильма по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом» и приступил к монтажу фильма.

Герман известен своей гениальной придирчивостью. Практически все его ленты снимались с колоссальным напряжением сил и вне всяких сроков. Вот почему на его счету так мало лент (но зато так много шедевров), в общей сложности съемки фильма с перерывами шли около 10 лет.

Но я хотел сказать не о Германе, а о братьях Стругацких.

Буквально в эти же дни стало известно, что режиссер Федор Бондарчук приступает к съемкам фильма по другому роману Стругацких «Обитаемый остров». И по сегодняшним меркам это будет самый дорогой фильм в истории постсоветского кино - $25 млн. Премьера блокбастера намечена через два года.

Роман «Обитаемый остров» парафраз Стругацких на тему легендарного произведения Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо». Только вместо прошлого - далекое будущее, а роль одиночки Робинзона выпадает астронавту Максиму, чей корабль терпит аварию на планете Сарракш. Там недавно закончилась ядерная война, цивилизация в руинах, а жизнь невероятно ожесточилась. Герою приходится пройти через все формы рабства, чтобы, в конце концов, вырваться из тяжкого плена.  Перед нами типичная антиутопия, роман предупреждение, где под маской Сарракша - все та же Земля, только пережившая атомную войну. Не опуститесь, до скотского состояния, цивилизация слишком хрупкая штука заклинают писатели.

Так вот, постепенно становится  ясно, что роль Стругацких в нашей культуре растет, что «писатели-фантасты», как писали о них раньше, не фантасты, а серьезные мыслители, Писатели с большой буквы, творчество которых оказало и оказывает заметное влияние на интеллектуальную культуру России и мира. С братьями Стругацкими связан рост качества человеческой мысли.

Постепенно стало ясно главное - они не потеряли актуальности, а, наоборот, со временем приобретают масштаб и глубину.

Братья Стругацкие Аркадий и Борис стали писать с молодых ногтей. Аркадий работал тогда переводчиком в московском Военном институте иностранных языков. Борис же стал астрономом и трудился в Пулковской обсерватории.

Как они стали писать вдвоем точно не известно.

Первые книжки 50-х годов были довольно ученические. Так тогда писали все советские фантасты.

Повесть «Извне», о встрече землян с инопланетянами. Романы: «Страна багровых туч», «Путь на Альматею», «Стажеры». В них царил строй мыслей советского человека. Такие оптимистические книги для юношей: космос хороший, человек изначально добр, эволюция и прогресс совпадают, будь честен, отважен, предан и вселенная тебе покорится.

Только иногда между строк появлялась тревога духовного поиска.

И   вдруг появляются два шедевра. Количество переходит в качество.

В 1964 и 1965 году один за другим в свет выходит роман «Трудно быть богом» и повесть-сказка для младших научных сотрудников «Понедельник начинается в субботу». Словно по мановению волшебной палочки дарование Стругацких вырвалось из плена советских формул, и все изменилось: космос стал копией земли, страшным миром средневековья, где некто дон Румата, на самом деле космонавт, посланец Земли, пытается контролировать ход исторического развития в критической точке. Не дать победить изуверам монахам, спасти от попрания ростки гуманизма. Враги носят имя «серые», и это не столько  цвет их одежды, сколько сам дух их мысли, атака серости на идеалы сияния.

Думаю, что именно эта тема - поворота и опеки - привлекла Алексея Германа к съемкам столь дорогого постановочного фильма, притчи в средневековых одеждах.

Сегодня роман «Трудно быть богом» вполне сопоставим с интеллектуальным триллером Умберто Эко «Имя розы», оба романа примерно об одном и том же, о контроле над жизнью, только Стругацкие написали об этом лет на 20 лет раньше.

Еще больше шума - тогда - наделала сатирическая сказка о «Понедельнике...».  Власти хорошо поняли цель сатиры - социальное устройство абсурдного общества. В лукавом ключе русской народной сказки писатели поведали нам о механизме лжи, в котором жила наша страна. А новый роман братьев «Сказка о тройке» окончательно сделала Стругацких персонами «нон грата» в советской литературе.

Повесть «Улитка на склоне»  была и вовсе  изъята из библиотек.

Их почти перестали печатать.

Каким мужеством надо было обладать, чтобы в этой атмосфере снять фильм по роману Стругацких «Пикник на обочине». Это сделал Тарковский в фильме «Сталкер». Мрачная кинофреска о зоне, где есть место исполнения желаний. Быть или иметь? Видимость или сущность? Цель или средства? Вопрошали нас Тарковский и братья Стругацкие с экрана.

Гонения на писателей между тем продолжались. Постепенно опала все-таки сказалась на творчестве.

Братья стали реже писать, а Аркадий стал болеть и в 1991 году скончался. Последнее совместное произведение писателей - ироническая пьеса «Жиды города Питера».

Новое время Борис Натанович Стругацкий встретил один на один, в одиночку ему не удалось достичь взятый братьями уровень, увы, но одновременно слава Стругацких стала расти.

Сегодня их книги стоят на золотой полке книг человечества. Оказалось что перед нами не советские фантасты, а два моралиста, два глубоких философа, два сатирика Салтыков и Щедрин, два брата, идущих по крутой дороге мысли, два апостола справедливости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала