Кто может сказать, что никогда не хулиганил? В детстве, например? Наверное, никто.
Но согласиться с российским военным экспертом генерал-майором Вячеславом Фатеевым, который назвал недавние китайские испытания противоспутникового оружия «хулиганством», сознание отказывается.
Начнем с того, что намеки на предстоящие испытания появились в китайской центральной прессе еще в начале августа. Тогда в газете «Женьминь жибао» эксперты государственного оборонного университета прямо заявили, что Народно-освободительная армия Китая должна быть готова не только защищать территориальную целостность КНР, но и отражать потенциальную угрозу стране из космоса.
Исключено, что в Китае режим тотального госконтроля дал слабину, и кто-то самовольно наметил новую тенденцию в национальной оборонной доктрине, которая до того времени имела сугубо оборонительный характер и предусматривала операции в пределах рубежей государства.
В связи с этим кажется оправданным предположение о том, что стрельба 11 января никак не связана с американскими космическими инициативами - октябрьской доктриной «Национальной политики США в области космоса» и, расставившей все точки над i, январской доктриной «Операции в космосе». Пекин уже давно ведет самостоятельную игру на космическом поле, мало заботясь о том, что думают по этому поводу другие.
Скорее, хулиганскими можно назвать некоторые положения упомянутых чуть выше американских документов, в частности, пассажи о доминировании в космосе и принципиальной возможности преградить туда путь всяким «нежелательным элементам». Однако такое поведение сродни какой-нибудь автомобильной выходке актера-миллиардера. Если нет серьезного ДТП, то беспокоиться народному кумиру не о чем.
Но «транспортное происшествие» все-таки произошло - Китай первым сегодня от слов перешел к делу. Сильно пострадавших, на первый взгляд, нет. Если не считать мощного рикошета в сторону России.
Действительно, если присмотреться к нашим «участникам движения», то первые два - сам Китай и США еще и в выигрыше окажутся: получат, как говорится, по страховке.
Первый, обладая, заметим, внушительным материальным потенциалом, наглядно продемонстрировал способность реализовывать самые современные космические начинания, включая весь спектр военных программ во главе с ПРО. Кроме того, Пекин еще в большей степени станет разборчив в выборе партнеров.
В свою очередь американцы теперь могут с чистой совестью реализовывать уже любые программы космических вооружений, опять-таки мало заботясь о чужих настроениях.
Несмотря на явную угрозу быть обвиненными в отсутствии патриотизма, признаем, что на сегодняшний день несерьезно говорить о возможности для России вести космическую деятельность по всем направлениям самостоятельно. Москве приходится смотреть как на Восток, так и на Запад. Кстати, такое положение, своеобразное балансирование с имеющейся восточной опорой, позволяло свободнее вести себя с американцами - незаменимыми партнерами по единственной до сих пор пилотируемой программе МКС.
Ныне же тесное взаимодействие с Китаем, скажем, по уже существующим 38 проектам, плюс 20 - в перспективе, вряд ли упрочит и без того далеко не лучшие российско-американские отношения в области космоса. В таком случае, дальновидно, наверное, поступил российский министр обороны, заявив на удивление всем, что китайские испытания «не имеют под собой той основы - противоспутниковой». Так, мелкое орбитальное хулиганство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции