Еще один шаг на пути к западным образовательным стандартам сделали депутаты Государственной Думы. В третьем чтении был принят закон о введении единого государственного экзамена (ЕГЭ). До 2009 года все школы России обязаны ввести у себя эту форму проверки ученических знаний. Хорошо это или плохо для российского образования? Мнения экспертов разделились.
Идея ЕГЭ заключается в том, чтобы совместить государственную итоговую аттестацию выпускников школ и вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Изначально планировалось, что срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ устанавливается до 31 мая года, следующего за годом его получения. Но, вернув законопроект во второе чтение, парламентарии поддержали поправку, согласно которой результаты экзамена будут действительны до 31 декабря года, следующего за годом его получения. Это позволит абитуриентам поступать в вузы с результатами сданного ЕГЭ в течение двух лет.
Ряду средних и высших учебных заведений будет разрешено проводить собственные дополнительные испытания: это творческие вузы, институты физкультуры, вузы, обучение в которых связано с поступлением на госслужбу и допуском к гостайне, а, кроме того, ряд элитных учебных заведений - МГУ, МГИМО, МГТУ им. Баумана и др.
Ряд педагогов и родителей сходятся во мнении, что ЕГЭ в нынешнем виде чреват самыми негативными последствиями для вузов. Многие школы уже начинают "натаскивать" учеников на ответы в тестовых заданиях, в результате дети теряют навыки устной речи. Большому сомнению подвергается возможность проведения тестирования по русскому языку и литературе. Окончательного решения пока не вынесено.
Что касается самих тестов, то они до сих пор остаются непроработанными: во многих содержится путаница в терминах, в некоторые включены некорректно сформулированные вопросы, а встречается, что и вовсе нет правильных ответов.
Спикер Госдумы Борис Грызлов считает, что принятый закон поможет бороться с коррупцией в вузах. "Вступительные экзамены являются конкурсом не знаний, а сумм взяток", - считает он.
Против введения ЕГЭ выступает председатель Совета Федерации Сергей Миронов. "Нужно учить не заучиванию суммы знаний или каких-то фактов, которые угадываются во время тестов, а нужно учить учиться, на чем всегда базировалась российская система образования. Нужно учить думать, размышлять, а не быть приложением к компьютеру", - заявил Миронов журналистам.
"Я идеологический противник единого государственного экзамена", - сказал он, отметив, что не знает, как за закон о введении ЕГЭ проголосует Совет Федерации в целом.
Деятели науки уже направили открытое письмо Владимиру Путину. Против "системы отгадывания кроссвордов" 420 человек. Подписавшиеся предлагают президенту создать независимую комиссию, которая проведет анализ ЕГЭ.
Справка. Согласно исследованию ВЦИОМ, к замене вступительных экзаменов в вузы на ЕГЭ, сдаваемый в школе, относятся скорее позитивно 40% опрошенных, скорее негативно - 26%. Но процесс постепенного распространения ЕГЭ не ведет к повышению лояльности россиян к этой системе, а скорее напротив, разочаровывает их. Доля тех, кто отнесся к этой идее «целиком положительно», по сравнению с сентябрем 2003 г. сократилась более чем вдвое - с 23 до 11%. Почти настолько же увеличилось число затруднившихся выразить свое отношение к системе ЕГЭ - с 11 до 21%. В Москве и Санкт-Петербурге доля противников ЕГЭ уже незначительно превысила сторонников (+32% и -34%). В других населенных пунктах отношение к новой системе более позитивно.
Затруднились отметить преимущества ЕГЭ 39% опрошенных (от 25% в группе 18-24-летних до 62% - в группе от 60 лет и старше). Наиболее важными положительными аспектами новой системы россияне считают обеспечение равных возможностей для одаренных учеников из регионов для поступления в престижные вузы страны (25%); упрощение процедуры поступления в вузы (21%), а также уменьшение коррупции на стадии поступления в вузы (19%, среди респондентов 18-24 лет - 27%). Приближение российского образования к общепринятым международным стандартам отметили 14% опрошенных. Стандартизацию оценки знаний по стране в целом, снижение субъективности в оценках знаний учеников и абитуриентов, улучшение качества подготовки и знаний учащихся указывали реже - по 7% респондентов. Респонденты из крупных городов (24%) чаще столичных жителей (18%) акцентируют внимание на возможном в связи с ЕГЭ уменьшении коррупции на стадии поступления в вузы.
Главные риски при переходе к ЕГЭ, полагают опрошенные - нивелирование индивидуальных особенностей учащихся (24%), формальность, поверхностность проверки знаний учащихся (22%, в группе 18-24-летних - 30%), усиление коррупции при сдаче экзаменов в школе (22%). Реже отмечается утрачивание традиций и особенностей российской школы (16%), ухудшение качества подготовки и знаний учащихся (12%), снижение роли учителя при оценке знаний учеников (11%), углубление различий между вузами с точки зрения контингента учащихся (6%). Москвичи и петербуржцы чаще прогнозируют усиление коррупции при сдаче экзаменов в школе (35%), утрату российской школой своих традиций и особенностей (24%), реже - ухудшение качества подготовки и знаний учащихся (8% по сравнению).
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников