25 января - день рождения Владимира Высоцкого. Он родился в 1938 году в Москве, в доме "на Первой Мещанской, в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке с матерью и отчимом ("Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном...").
После окончания школы Владимир по настоянию отца поступает в Московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь 1956 года. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.
В 1956 Высоцкий поступает на актерский факультет Школы-студии МХАТа. Осенью того же года он знакомится со студенткой Изой Жуковой. Осенью 1957 года она переехала из общежития к нему на квартиру. В мае 1958 года сыграли свадьбу, но молодой муж продолжал посещать мальчишники, из-за чего у молодых начались первые ссоры. Вскоре они расходятся.
После окончания Школы-студии Высоцкий попал на работу в московский театр им. Пушкина, где играл в эпизодах и в массовке. Зато в кино сыграл уже замеченную публикой роль в известной молодежной картине 'Карьера Димы Горина'.
Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был его первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку" (Лечь бы на дно, как подводная лодка, Чтоб не могли запеленговать!), о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась".
В 1961 году на съемках фильма "713-й просит посадку" Владимир познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой. Позже она вспоминала: "Я его совершенно не знала в лицо, не знала, что он актер. Ничего не знала. Увидела перед собой выпившего человека. И пока я думала, как обойти его стороной, он попросил у меня денег. У Володи была ссадина на голове и, несмотря на холодный дождливый ленинградский вечер, он был в расстегнутой рубашке с оторванными пуговицами. Я как-то сразу поняла, что этому человеку надо помочь. Попросила денег у администратора, та отказала. Потом обошла несколько знакомых, которые жили в гостинице, - безрезультатно. И тогда я дала Володе свой золотой перстень с аметистом, действительно старинный, фамильный, доставшийся мне от бабушки. С Володей что-то произошло в ресторане, была какая-то бурная сцена, он разбил посуду. Его собирались не то сдавать в милицию, не то выселять из гостиницы, не то сообщать на студию. Володя отнес в ресторан перстень с условием, что утром он его выкупит. После этого он поднялся ко мне в номер, там мы и познакомились".
Через несколько дней после этой встречи Высоцкий отбил телеграмму другу: "Срочно приезжай. Женюсь на самой красивой актрисе Советского Союза". В ноябре 1962 года у Абрамовой и Высоцкого родился сын Аркадий. Когда через год жена сообщила мужу, что у них будет еще один ребенок, Высоцкий был против, потому что сидел без работы и без денег. Однако 8 августа 1964 года у них родился сын Никита. Брак с Абрамовой постепенно стал рушиться. Своему другу Валерию Золотухину Высоцкий говорил: "Детей своих я не вижу. Да и не любят они меня. Полчаса в неделю я на них смотрю, одного в угол поставлю, другому по затылку двину. А они орут. Разве это воспитание? Да и с женой не лучше. Шесть лет живем, а у меня ни обедов нормальных, ни чистого белья, ни стираных носков..."
В конце 1964 г. Владимир поступил в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работал до 1980 г. По выражению самого Высоцкого, этот театр стал для него "своим". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...
Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.
В 1965 году Владимир Высоцкий начал петь свои песни со сцены. Сначала это были выступления с группой его товарищей актеров Театре драмы и комедии на Таганке, затем сольные. 18 января 1967 года в ленинградском клубе "Восток" состоялось его первое официальное выступление. С этого года его все чаще стали приглашать на концерты с песнями в институты, на заводы, в клубы.
Взлет его популярности приходится на выход фильма "Вертикаль" с его песнями летом 1967 года. Как актер, Высоцкий участвовал в создании 30 художественных и телевизионных кинофильмов. Но самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". Тем не менее, этой роли могло и не быть... Майским вечером 1978-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль". "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин.
С Мариной Влади, своей третьей женой, Высоцкий познакомился в конце 60-х. Задолго до этой встречи он увидел актрису в кинофильме "Колдунья" по повести Александра Куприна "Олеся" - и влюбился. В 1967 Влади приехала в Москву на фестиваль. Знакомство произошло в ресторане ВТО, куда Высоцкий пришел туда после репетиции спектакля "Пугачев", на которой была и Марина.
"Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади.
В тот же день он признается, что давно любит Марину. А на следующий день Владимир уверенно говорит, что она станет его женой. Когда Марина осторожно замечает ему, что не влюблена, он отвечает: "Неважно, я сумею тебе понравиться, вот увидишь". Она соглашается на предложенную ей в Москве роль, чтобы в следующем году приехать на съемки почти на год. В 1970 году они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет.
Эти двенадцать лет не были безоблачными. Марина и Владимир подолгу не виделись; он много болел, пил, подвергался нападкам в печати. И все же, всегда на последнем пределе сил он продолжал работать - как и прежде, не берег, не щадил себя, чтобы отыскать, открыть и пропеть правду.
25 июля 1980 года в квартире на Малой Грузинской в четыре часа 10 минут утра сердце Владимира Высоцкого остановилось. Официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий". Ни один человек не сдал обратно билет, сохранив его у себя как реликвию...
Мне меньше полувека - сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним, -
- это было одно из последних его стихотворений.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников