Начало читайте здесь
Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Как только практика подтвердила возможность орбитальных полетов, соответственно, первого автоматического спутника - в 1957-м и первого космонавта - в 1961-м, оба эти направления космонавтики тотчас получили каждый по стратегической военной задаче: воздействие на космические аппараты потенциального противника. Но, если людям, к счастью, еще не довелось повоевать на орбите, то противоспутниковое оружие на основе автоматических космических средств обладает уже солидной историей.
В наши дни ни одна из стран не обладает развернутой системой противоспутникового оружия. В начале 90-х годов по негласному соглашению все испытания по этим системам были приостановлены как в России, так и в Соединенных Штатах. Однако создание противоспутникового оружия не ограничено ни одним из действующих договоров и может возобновиться в любой момент.
Можно говорить, что отработаны два способа уничтожения спутников. Первый предусматривает вывод ракетой-носителем на заданную орбиту спутника-перехватчика, который на втором или третьем витке сближается с целью и подрывается. Во втором случае кинетическая ракета-перехватчик выводится носителем в заданную точку и поражает цель, используя собственную активно-пассивную систему наведения. Отметим, что в качестве носителя наиболее перспективными оказались самолеты: у американцев - модернизированный истребитель F-15, а у СССР - модифицированный вариант истребителя МиГ-31 - МиГ-31Д.
Ответ на хрущевские сосиски
Первые попытки уничтожить спутник ракетой, запускаемой с самолета, предпринимались американцами еще с конца 1959 г. 3 сентября с борта самолета Б-58 стартовала ракета, нацеленная на спутник "Дискаверер-5". Но запуск оказался аварийным. Однако уже 13 октября ракета "Балд Орион", стартовавшая с бомбардировщика Б-47, прошла всего в 6,4 км от спутника "Эксплорер-6"", что можно расценить как очевидный успех.
После знаменитого блефа Никиты Хрущева о том, что СССР не только штампует межконтинентальные баллистические ракеты, "как сосиски", но и располагает ядерным орбитальным оружием, американцы в спешном порядке приступили в мае 1962 г. к реализации программы трехступенчатых твердотопливных противоракет "Найк Зевс". А кубинский ракетный кризис, случившийся в октябре того же года, подвиг Вашингтон на противоспутниковую программу, основу которой составил слабенький перехватчик "Тор", теоретически способный поразить спутник, находящийся на расстоянии примерно в 130 км от места старта по высоте и в 2800 км - по курсу.
Тем не менее, в ходе предвыборной кампании в сентябре 1964 г. президент Линдон Джонсон лично сообщил о существовании обеих противоспутниковых систем.
Но по-настоящему боеспособную систему спутникового перехвата, получившую название "АСАТ", американцы развернули в середине 80-х годов на базе кинетического перехватчика и самолета-носителя. 13 сентября 1985 г., запущенная во время отработочного запуска ракета уничтожила вследствие прямого попадания спутник-мишень "Солуинд", высота орбиты которого составляла 450 км.
На боевое дежурство систему "АСАТ", сведенную в две эскадрильи, оснащенные в общей сложности 28 самолетами-носителями и 56 ракетами, поставили в 1987 г. Однако выше мы уже сказали, что все работы по противоспутниковым программам были прекращены в начале 90-х годов.
Радикальный подход
С самого начала проблему уничтожения вражеских спутников СССР, как и во всех случаях, когда дело касалось вооружений, вознамерился решить радикально. Еще в 1961 г. конструкторское бюро Владимира Челомея приступило к программе "Истребитель спутников" (ИС). Суть программы заключалась в том, что с помощью мощной ракеты-носителя на орбиту выводился спутник-перехватчик. Находясь на околоземной орбите, спутник-убийца с помощью бортовой двигательной установки осуществлял маневры, которые позволяли сблизиться с целью и уничтожить ее, взорвавшись самому.
Спутник сферической формы, снабженный ядерным зарядом мегатонной мощности, проектировался таким образом, чтобы после подрыва он распадался на большое количество фрагментов, разлетающихся на расстояние до нескольких километров с огромной скоростью. В качестве ракеты-носителя во время летно-конструкторских испытаний системы ИС в середине 60-х годов использовалась стратегическая баллистическая ракета проекта Р-36. Эта ракета, предназначенная изначально для, так называемой частичной "орбитальной бомбардировки", когда боеголовки летят не по баллистической траектории, а совершают полувиток вокруг Земли, была полностью снята с вооружения в 1984 г. Однако сам проект лег в основу создания знаменитой ракеты РС-20 "Сатана", которая находится на боевом дежурстве и поныне.
Систему ИС приняли на вооружение в 1972 г., и поместили несколько ракет в шахтные пусковые установки на космодроме Байконур. Испытания продолжались вплоть до начала 80-х годов. Во время последнего, состоявшегося 18 июня 1982 г., спутник под обозначением "Космос-1379" перехватил мишень, имитировавшую навигационный американский спутник "Транзит".
В конце 80-х годов начались летные испытания двух модифицированных самолетов Миг-31, предназначенных для запуска противоспутниковых ракет. Но, продолжавшиеся несколько лет испытания остановили, так и не был готов боевой образец ракеты-перехватчика.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что во время проведенных Китаем испытаний не имитировалась в полном объеме ни одна из известных в настоящее время систем противоспутникового оружия. Как всегда в Пекине сделали что-то свое, по крупицам собрав все и отовсюду.
Однако уже обозначившееся направление, по которому нас ведут последствия китайского "творчества", выглядит далеко непривлекательно.
Продолжение читайте здесь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции