Одна моя знакомая редакторша на телевидении говорила одной замечательной телеведущей, запрещая ей много есть и употреблять внутрь спиртосодержащие напитки: «Твое лицо - моя зарплата». Примерно так же избиратели относятся к лицу будущего президента Российской Федерации, некоторые из опознавательных признаков которого Владимир Путин уклончиво назвал в интервью индийским СМИ: «В соответствии с Конституцией это будет гражданин России, проживающий на территории страны постоянно не менее десяти лет и не моложе 35 лет». Действующий глава государства предположил также, что этот человек, у которого пока нет четких физиономических свойств (почти как у гоголевского Чичикова), будет проводить прежнюю политику России.
Каким видит большинство граждан России президента, известно: по последнему опросу Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), за Владимира Путина готово проголосовать 50 процентов респондентов. «Серебро» делят с четырьмя процентами Дмитрий Медведев и Владимир Жириновский. «Бронза» - у забронзовевшего на своей позиции Геннадия Зюганова: 3 процента. В рейтинге доверия такая же картина, но всероссийский шоумен Жириновский на 1 процент обходит чересчур серьезного во внешнем поведении неофициального преемника.
Словом, фоторобот президента - это такой Путин с бесшабашной веселостью Жириновского, чиновничьей хмуростью Медведева, простонародной основательностью Зюганова. И еще этот президент «немного шьет» - то есть спасает граждан на пожарах: у Сергея Шойгу в электоральном рейтинге - 2 процента.
А вот каков портрет избирателя, обращаясь к которому будущий президент скажет, переиначив искрометную фразу: «Мое лицо - твоя зарплата»?
Если предположить, что Дмитрий Медведев - действительно личное предпочтение Владимира Путина, то можно было бы спрогнозировать принципиальное сходство их аудиторий. Но это не так: «группы поддержки» Путина и Медведева странным образом по своим качественным характеристикам не во всем схожи. Точнее, они схожи в одном: среди симпатизантов Медведева - много сторонников Путина. Но первый вице-премьер больше нравится мужчинам, а не женщинам, как действующий президент. Его поддерживают преимущественно люди в возрастной категории 36-54 года (у Путина более молодая аудитория). Доходы сторонников Путина распределяются более равномерно, равно как и образование. Медведева предпочитают высокодоходные слои с высшим образованием. Больше всего первого зампреда правительства поддерживают в Москве и больших городах, меньше всего - на селе. Путина село, наоборот, поддерживает, а Москва - не очень.
Все это, конечно, следует оценивать с учетом социологической погрешности, но тренды выглядят правдоподобно. Во всяком случае в том обстоятельстве, что «свою зарплату» высокодоходная, образованная аудитория, находящаяся в самом расцвете сил, соотносит с «лицом» именно Медведева, есть незамысловатая правда.
Похож на правду и портрет аудитории следующих «медалистов» гипотетической президентской гонки - Жириновского и Зюганова. Их «группы поддержки», измеряемые в социологических параметрах, во многом схожи: это люди с образованием ниже среднего, низко- (Жириновский) или среднедоходные (Зюганов), мужчины, жители сел (лидера коммунистов поддерживают еще и в малых городах, а у руководителя ЛДПР - низкий рейтинг в Москве).
Принципиальное отличие в другом. Линия поведения Жириновского нравится преимущественно тем, кому от 18 до 35 лет. Сочетание этой характеристики с низкими доходами и скверным образованием дает на выходе не слишком качественную аудиторию... А сторонники Зюганова - это избиратели в возрасте 55 лет и выше. Любители лидера коммунистов не доверяют Путину, а поддерживающие Жириновского - отчасти доверяют.
К сожалению, невозможно оценить качественные характеристики избирателей министра обороны Сергея Иванова: уровень его электоральной поддержки равен 1 проценту, единственный содержательный параметр, выходящий за пределы низких величин - это поддержка людей с высшим образованием.
В общем, избиратель у нас есть на любой вкус. Какой из кандидатов получит право сказать электорату: «Мое лицо - твоя зарплата», при таком уровне поддержки нынешнего президента зависит только от его мнения. Иначе и быть не может в ситуации, когда Путин по-прежнему обладает «тефлоновым» рейтингом. (Который, правда, уже не рейтинг надежд, а рейтинг привычки и безразличия к политике.) И тогда качественный состав сторонников названного Владимиром Владимировичем кандидата может существенно измениться. Он приблизится к характеристикам электората сегодняшнего президента: в меру зарабатывающего, в меру образованного, равномерно распределенного по стране.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции