В воскресенье завершился ралли-марафон "Дакар-2007" - самая сложная и опасная гонка на планете. В этом году первым в зачете грузовиков пришел Ханс Стейси, прервав тем самым пятилетнюю серию побед команды "КамАЗ-Мастер". Россиянам помешали две аварии: из-за первой наша команда потеряла много времени, после второй пришлось вообще выбыть из состязаний. Что в этой гонке определяет исход: удача, случайность или подготовка и профессионализм команды? Насколько велик фактор случайности в победе на ралли "Лиссабон-Дакар"? На эти вопросы РИА Новости ответили эксперты.
А почему случайности? Я не считаю, что это случайность. Наша команда много раз занимала первое место. Наоборот очень жаль, что не заняли именно первое место. Победа на этой трассе зависит от многих факторов, нельзя сказать, что только от чего-то одного. И от удачи, и подготовки и всего вместе. Я очень уважаю нашу команду и считаю, что они большие молодцы. Там было много команд, а они среди всех заняли второе место. Это действительно круто!
Ну, элемент случайности всегда присутствует в спорте, а тем более в критичных видах спорта, но в основе все-таки подготовка экипажа и техники. Поэтому случайно выиграть, наверное, нельзя, так же как и проиграть.
Фактор случая здесь настолько велик, насколько он может быть велик. Здесь имело место целое стечение случайных обстоятельств: сначала поломка двигателя, которая сбила темп, мы потеряли 20 минут для того, чтобы восстановить двигатель, естественно это повлияло. Затем нам пришлось обгонять еще раз те машины, которые уже обогнали до этого. Была плотная пыль и в этой пыли мы, обгоняя один из джипов, который не давал нам дороги принципиально - такие случаи бывают, мы сели на кучу камней, которая прописана не была, мы к ней готовы не были. По сути дела, когда мы увидели эту кучу, сразу произошел удар. В данном случае это был элемент случайности, построенный на ошибке в организации гонки. Я три дня пытался убедить организаторов сначала корректно, а потом уже и забыв про все условности, что порядок старта надо менять. Надо делать его таким, каким он был всегда, а не то новшество, которое они придумали в этой гонке. Они каждый день выпускали нас после всех джипов. Мы были на быстрых грузовиках, а медленные джипы - это в основном новички, которые сразу отстают. Нам приходилось каждый день обгонять около 60-70 машин, а каждый обгон связан с опасностью, потому что сквозь пыль ничего не видно, а кроме того водители настолько неопытны, что не умеют пропускать, а иногда не пропускают принципиально, боясь, что большой грузовик оставит им такой шлейф пыли, из-за которого им придется останавливаться. Бороться с этим можно только, сделав порядок старта грузовиков совместно с джипами в соответствии с порядком финиша предыдущего дня, то есть вперемешку. И вообще нужно делать единый зачет грузовиков и джипов, как это было раньше на "Дакаре". Все организованные новшества привели только к повышению опасности. Наш случай стал хорошим уроком для организаторов, и на следующий день все стало, как мы просили, но нас уже не было.