Сталина становится все больше и больше в отечественном медиапространстве. С появлением сериала «Сталин. Live» (предполагается, что будет показано в эфире НТВ около полусотни серий) его станет совсем много. Пожалуй, так много, как давно не было.
Дело, впрочем, не в рейтинге упоминаемости этого персонажа и не в объеме присутствия его на экране. Короче, дело не в количестве Сталина, а в его качестве. Причем, я имею в виду не эстетическую сторону телевизионного сочинения. Она-то как раз вне критики - настолько ничтожен результат в художественном отношении. Речь идет об идейно-политическом качестве начинания, предпринятого создателями сериала.
До этого Сталина нам продавали по телевизору главным образом в розницу.
Год или два назад Василий Пичул (автор знаковой и знаменательной в свое время картины «Маленькая Вера») представил довольно обширное документальное полотно "Сталин. Некоторые подробности частной жизни". Там была речь о том, каким заботливым семьянином был отец всех народов. Да, он был очень занят на работе: пришлось столько расстрельных списков подписать, рука могла отсохнуть (и, таки, отсохла), но над трупом жены (застрелившейся) рыдал, со спившимся сыном Васей (генерал-лейтенантом авиации двадцати пяти лет отроду), был по-отечески суров, с дочкой Светланой (впоследствии бежавшей заграницу) трогательно заботлив - приставил ей охрану, баловал вниманием, но не подарками в виде шмоток и косметики; особенно следил, чтоб та не носила иностранных кофточек. Как-то ехал на дачу, так по дороге захватил двух голосующих девушек, и ничего с ними не сделал... Желудок у него был плохой, стул неважный... Все это не может не располагать к человеку, каким бы он ни был жестоким тираном.
Каким выдающимся полководцем он был, мы помним по сделанным еще в советское время и нередко показываемыми уже в наши дни фильмам Юрия Озерова.
Каким циничным иезуитом он был, стало понятно из художественных сериалов «Московская сага» и «Дети Арбата». Каким милым патриархальным дедушкой он может быть, мы увидели в «Звезде эпохи». Его палаческую функцию обнажил Николай Сванидзе в «Исторических хрониках».
Наконец, дело дошло до постели товарища Сталина. Один за другим стали появляться картины о его сексуальных подвигах. Несколько раз прошел в эфире абсолютно желтый документальный фильм «Надежда Аллилуева - жена Сталина». Один из выпусков цикла «Следствие вели...» оказался посвященным исключительно адюльтеру за Кремлевской стеной, из коего мы узнали массу пикантных подробностей.
Своего дорогого товарища и старого друга Мироныча (Кирова) Коба (Сталин) убрал, потому что заподозрил в близости к своей Надюше - она пару раз после ссор с мужем-вождем ездила в Ленинград и останавливалась у соратника Сергея.
Та же ревность к жене могла стать причиной ареста другого дорогого друга и старого товарища Николая Бухарина, с последующим его расстрелом. И своего родственника Енукидзе он, будучи уже вдовцом прикончил из ревности к своей тайной жене, подавальщице Валюше Истоминой. Вдобавок авторы цикла про кремлевских жен прозрачно намекнули, что супруга Молотова, будучи всю жизнь верной законному мужу, втайне была влюблена в товарища Сталина.
Изюминка же в «следствии», которое провел народный любимец душка Томин, любовный треугольник: Сталин, его личная официантка Валюша и охранник вождя Власик. Последний мало того, что зарвался и проворовался, так еще изнасиловал любимую девушку отца народов. В сюжете фигурировала оренбургская шаль, которой укрыла простая русская комсомолка выпускница медицинского техникума великого Иосифа, когда тот простудился. Она его согрела, и наутро он проснулся совершенно здоровым. То была шаль верности, а не платок подозрения.
Чудесный грузин не задушил свою Дездемону; он ее посадил в Бутырку, потом понял, что не может без нее, и велел доставить обратно.
Еще дальше пошли авторы художественного фильма «Жена Сталина». Они пошли дальше в наглядности сексуальной жизни вождя.
Мы увидели, как он соблазняет шестнадцатилетнюю девушку, как сожительствует с ней, как заставляет ее сделать аборт без обезболивания (а потом, выяснилось, абортов было десять), как принуждает ее к половым актам, когда у нее на то нет никакой охоты, как они моются в одной ванной.
Голый Сталин не в переносном, а в прямом смысле - это штука посильнее не только «Фауста» Гете, но и поэмы Горького «Девушка и смерть», о которой всуе поминают любовники.
Впечатление об этой темной стороне жизни великого генералиссимуса скрасил в какой-то степени документальный фильм «Смерть Сталина. Последний свидетель». Этот фильм - одиозная величальная вождю. Не утруждая себя доказательствами и аргументами авторы внушают нам, что этот палач и душегуб - чист перед Богом.
Помнится, как в одном из выпусков «Русского взгляда» поэт Станислав Куняев в своем стихе о вожде позвал покойника на царство. Тогда же нам показали какого-то скульптора, который из воска слепил лежащего гробу мумию генералиссимуса, этого спящего красавца.
Значит, будет, что при случае внести в Мавзолей. Впрочем, почему в Мавзолей? Спящего красавца, этого суперстар можно было бы оживить и поставить на Мавзолей.
Отчасти этим и заняты создатели проекта «Сталин. Live». Их намерения отчетливо прокламированы в заглавии. Переведем его на русский: «Живой Сталин».
Вот собственно, почему мне кажется, что сам проект следует рассматривать не как беллетристическое произведение, а как некую общественно-политическую акцию.
Как на практике реанимируется покойный вождь?
У инициатора проекта господина Любомирова довольно значительный опыт работы над шоу в формате «реалити». В России он его - родоначальник. «За стеклом» - это его работа. Первый опыт оказался страшно рейтинговым. Успех его некоторое время держался на двух извращениях: эксгибиционизм (для участников зрелища) и вуайеризм (для телезрителей). Все это довольно скоро приелось. Следующие «Застеколья» кончились бесславно. Последний подвиг Григория Любомирова - «Рублевка. Live». Это не «реалити-шоу», но нечто такое, что сработано под «реалити-шоу». В данном случае, можно сказать, была позаимствована метода.
Она позаимствована и для построения зрелища о Сталине нашем, родном и любимом.
Задумка, как бы в том, что человек, у которого вся страна была «под колпаком», сам со своими мыслями, сомнениями и соображениями оказывается «под колпаком» у страны.
Если бы?...
Ну, хорошо, сталинскую дачу нашпиговали жучками и оснастили многочисленными видеокамерами. Допускаю, что к каждой извилине головного мозга вождя прилепили по датчику. Предположим, череп вождя стал прозрачным, как аквариум. И что же мы видим и что же мы слышим?
Видим по большей части крупным планом самого вождя с наслезненными глазами, а слышим такого рода умозаключения: «Зачем я себя назвал Сталиным? Затем, чтоб я был, как стал».
Видим и слышим, как он читает притчу об Аврааме, у которого Бог попросил в качестве жертвоприношения любимое дитя. Это стальной Сталин зачел к тому, чтобы обосновать свое решение уничтожить плененного немцами сына Якова, который, к слову сказать, не был любимым сыном Сталина, а заодно и миллионы и чьих-то других плененных сыновей.
Библейские проекции в сериале не случайны. Давид Гиоргобиани, исполнитель главной роли в сериале, которого любители кино со стажем помнят по фильму «Покаяние», где он сыграл жертву сталинского режима, в беседе с журналистом прямо сказал, что Сталин «имел веру через семинарию», имел пятерку по Евангелию и получил повеление от Матери божьей победить Гитлера. И исполнил его. По сему актер считает, что «Сталин. Live» - продолжение «Покаяния». Также, видимо, считает и господин Любомиров. Они видят своего героя спасителем человечества.
Судя по всему библейские мотивы в сериале служат чем-то вроде оснований для реабилитации товарища Сталина. Еще немного его и мучеником признают. Уже с подачи Проханова.
***
Оказалось в очередной раз, что сыграть, как на инструменте, на человеке ничуть не легче, чем на флейте.
Реальный Сталин, как его ни крути, увяз в бездне бесчеловечия. К нему не стоит приближаться с художественным заданием, если ты - не Шекспир и не Достоевский. Или, по крайней мере, не Радзинский. Иначе рискуешь стать орудием этой самой Бездны. Что отчасти и произошло с господином Любомировым.
Хорошо еще, когда «орудиями» пытаются быть такие неумелые и неталантливые ребята, как Гильденстерн и Розенкранц.
По последним данным службы Гэллапа рейтинг «Сталин. Live» приближается к ничтожно малой величине. Может, до весны «живой Сталин», все-таки, не доживет?..
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции