Фахриддин Низамов, член экспертного Совета РИА Новости.
Заявление основного претендента на высший пост в Туркменистане Гурбангулы Бердымухамедова относительно сохранения нейтралитета и преемственности несколько охладило пыл тех, кто спал и видел себя сидящим на трубе туркменского газа. Чем ближе день выборов, тем яснее, что резких скачков в сторону от прошлой политики ожидать не приходится.
Впрочем, это отнюдь не означает, что попыток изменить ход событий в нужном направлении не будет. Туркменистан привлекает многих игроков, прежде всего, как страна, богатая запасами углеводорода. Но если одних он интересует как потребителей, то других - как рычаг давления на этих потребителей. Отсюда и разные подходы к газовой теме: кому-то выгодно сохранить в этом деле статус-кво, есть и те, кто выступает за диверсификацию экспорта газа, предлагая строительство альтернативных газопроводов: Транскаспийский - в Европу, через Узбекистан и Афганистан - в Пакистан, газопровод Туркменистан- Китай...
Нет сомнений в том, что борьба за доступ к запасам углеводородного сырья в Центральной Азии и Закавказье является одной из составляющих безопасности, либо нестабильности в этом регионе. Причем этим обуславливаются не только экономическая борьба или трубные войны, но и игры в "цветные революции".
Не случайно в последнее время Еврокомиссия призывает реформировать Европейскую энергетическую политику и обращает свой взор на этот регион в поисках новых источников для своей энергетической безопасности. По мере того, как начнет возрастать потребность в Центрально-азиатском углеводороде, будет меняться и тон, и риторика заявлений Еврокомиссии, других международных организаций, либо отдельных государств по отношению к странам ЦА. Более того, можно предположить, что косметические санкции, введенные против Узбекистана после андижанских событий, будут отменены. Кто-кто, а европейцы не постесняются отстаивать свои экономические интересы даже в ущерб "моральным ценностям". Иначе как расценить тот факт, что они импортируют нефть из стран Персидского залива, никогда не увязывая свое сотрудничество ни с правами человека, ни с чем-либо другим.
Большие надежды возлагают европейцы на строительство газопровода Nabucco через Турцию. Прежде сторонам не удавалось договориться об осуществлении этого грандиозного проекта. После отказа Москвы ратифицировать Энергетическую хартию ЕС, смена руководства Туркменистана дает хороший шанс сделать большой шаг на пути диверсификации поставок энергоносителей на европейский рынок. Естественно, ЕС не может оставаться пассивным наблюдателем за ходом предвыборной кампании в Туркменистане, которая финиширует 11 февраля. Но кардинального изменения ситуации или преобладания какого-то центра влияния не предвидится в силу того, что рычаги, через которые можно было бы оказывать давление на туркменские власти, у них отсутствуют. Так же как и у туркменской оппозиции, кормящейся с рук различных европейских фондов или США. Она остается, как и во времена правления Туркменбаши, вне игры. А слухи то ли о "хлопковой", то ли "мучной" революции не имеют под собой почвы в силу складывающейся обстановки.
Примечателен и тот факт, что и и.о. президента Г.Бердымухамедов, и другой кандидат в президенты - первый заместитель хякима (главы администрации) Дашогузского велаята Аманяз Атаджыков - выступают за сохранение нейтралитета Туркмении. Но преемственность в этой сфере вовсе не означает, что все сохранится, как есть. У властей Туркмении непростые отношения с соседними странами, что накладывает определенный отпечаток на безопасность региона в целом.
С этой точки зрения осторожная позиция руководства Узбекистана и Азербайджана выглядит вполне логичной. Они не хотят раскачивать лодку взаимоотношений в период президентской гонки в Туркменистане какими-то громкими заявлениями или же практическими шагами. Чего не скажешь о некоторых других заинтересованных странах. К примеру, власти США выражают готовность к сотрудничеству с новым руководством Туркменистана, если оно пойдет на встречу. Не секрет, что их больше всего заботят "варианты экспорта", которые могут выбрать последователи Туркменбаши. В то же время соседнему Ирану не хотелось бы, чтобы круг проамериканских стран замкнулся вокруг его границ.
Согласно плану директора Института по изучению Центральной Азии и Кавказа (Университет им Дж.Хопкинса в Вашингтоне) Фредерика Старра, США должны вывести страны ЦА и Закавказья из-под влияния России и Китая, а Афганистан - из-под дестабилизирующего влияния его соседей Ирана и Пакистана и "привязать эту страну к более стабильному и прозападно ориентированному, как это представляется автору, региону Центральной Азии". Конечной целью проекта является скорейшая интеграция Центрально-азиатского региона в глобальные структуры, контролируемые странами Запада. Для этого, собственно, и изобретен стратегический план "Большая Центральная Азия". В Америке прекрасно знают о том, что такие крупные игроки, как Россия, Китай, или Индия тоже не будут сидеть, сложа руки.
Что касается политики России по отношению к Центрально-азиатскому региону, то она выглядит более последовательной и прагматичной. Кремль не навязывает никому "цветных революций" и в плане региональной безопасности предлагает формат сотрудничества, отвечающий интересам всех государств региона. При этом официальная Москва твердо заявляет, что будет сотрудничать только с легитимной властью.
До выборов президента Туркменистана остаётся меньше месяца. Многие с нетерпением ждут их результатов. Когда-то отцы геополитики говорили: кто владеет Средиземноморьем, тот и будет владеть всем миром. Перефразируя их, можно сказать: чья рука держит вентиль нефте- или же газопровода, тот может смело претендовать на роль нового полюса мира. Поэтому борьба за контроль над энергоресурсами Центральной Азии будет доминировать в ближайшее десятилетие. А проблемы безопасности будут зависеть от расстановки сил основных геополитических игроков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции