Когда на новогоднем экране победной строкой побежала информация о том, что в 11.58 Газпрому все-таки удалось договориться с Белоруссией о транзите газа, в 11.59 было уже ясно, что самолюбивый Лукашенко, собравшись с силами после Нового года, обязательно нанесет России ответный удар. Так и случилось. Не вышло с газом, началась игра на нефтяной трубе.
Откровенное недоумение нашего правительства понятно: кабинет министров вышел на ковер для классической борьбы, а ему тут же сделали запрещенную в «классике» подножку. В отличие от юриста Путина, уважающего международное право, батька Лукашенко привык играть в «диком поле», где правила и понятия устанавливает и меняет лично он. Поэтому и получилось все буквально по Черномырдину: «Сроду такого не было, и опять то же самое!» То, что белорусы учудили с нефтью, такого и вправду никогда в истории не было, а вот то, что Лукашенко сделал России «козу», так это «опять то же самое». Даже трудно вспомнить, сколько раз белорусский батька в различной форме это уже проделывал.
В той растерянности, что читалась на лице Германа Грефа, когда он докладывал о случившемся президенту, можно увидеть и плюсы, и минусы нынешней российской власти. Плюс в том, что она мыслит уже в основном нормальными, европейскими цивилизованными категориями. А минус в том, что, как показывает жизнь, Кремль и правительство все еще недостаточно точно оценивают, а главное «чувствуют» соседей. Это уже случалось раньше и с Кишиневом (вспомним провал миротворческой миссии Козака по Приднестровью), и с Киевом (вспомним, как бездарно смотрелись наши политтехнологи в предвыборный период на чужой для них Украине). Теперь вот Минск. Между тем, на самом деле задачка была не из сложных. Очевидно же, что Лукашенко - авторитарный политик не столько европейского, сколько азиатского (стародавнего) толка. Посмотрите хотя бы на то, как Лукашенко никого не стесняясь, пропихивает к власти своего сына. Только что отпрыск вождя введен в белорусский Совет безопасности, то есть вошел в круг тридцати наиболее влиятельных в стране политиков. А там не за горами и выборы. Так что, похоже, что Лукашенко передаст власть Лукашенко. Короче, рудимент. Своего рода политический копчик современной Европы.
Так что неприятностей следовало ждать.
В данном случае крайне мешает нашей власти объективно воспринимать реалии и то нелепое положение, в котором по вине Лукашенко, оказалась идея Союза двух государств. Может быть, и неплохая в принципе мысль, уже давно себя изжила, стараниями все того же Минска. В результате на сегодня имеется упитанная союзная бюрократия, есть немалый союзный бюджет, есть «славянофильское» лобби, есть отечественные политики, остающиеся на плаву, лишь благодаря этой истрепанной временем идее. Между тем сами народы России и Беларуси к объединению не очень-то и стремятся. Судя по опросам, в «Союз» хочет войти лишь треть белорусов и четверть россиян.
Таким образом, на сегодня все еще бытует полумертвая иллюзия, что когда-нибудь и как-нибудь все вдруг чудом образуется. И это, несмотря на то, что сегодня уже очевидно: идея Союза изначально была для Лукашенко лишь своеобразным манком для русских, который он использовал с немалой выгодой для себя. Вот и сегодня хватают эти полумертвые, уже выхолощенные временем идеи за руки живых. Поэтому и трудно разговаривать Москве с Минском, как должно. «Союзник» же!
А если так, то сам собой возникает неизбежный вопрос: а нужно ли России продолжать участвовать в фарсе? Уверен, что нет.
Москве нужен либо полноценный, «живой» Союз, либо, если его нельзя создать, необходимо сменить, наконец, во внешней политике ориентиры и просто начать выстраивать нормальные, добрососедские отношения с белорусами. Направление важнейшее, России нужно сотрудничество с Минском во всех областях, включая, и военную область, и энергетику. Именно поэтому, чем раньше мы отойдем от имитации союзнических отношений к реальной политике, тем лучше. Лукашенко при этом, естественно, никуда не денется, а значит, никуда не денутся на ближайшие годы и сложности в отношениях с Минском, зато появится ясность и определенность в действиях самой России, а это очень важный фактор.
И, наоборот, чем дольше мы сидим между стульями, тем больше наши отношения портятся. Батька ругает Москву, как хочет и где хочет. Лукашенко не удержался от соблазна оскорбить Россию даже в Рождество. Прямо в православном храме, рассуждая о взаимоотношениях с союзником, батька всю скандальную нефтяную историю, которую сам же и затеял, объяснил, окружившей его пастве, ничем иным, как «завистью»: живут белорусы лучше, вот русские и завидуют.
Не замечал. Правда, чего только у нас нет. Может быть, пенсионеры? Действительно, пенсии в Белоруссии выше, однако, подобное социальное чудо стало возможно лишь потому, что Россия уже многие годы подкармливает белорусскую экономику, поставляя Лукашенко дешевые энергоносители. Часть из них хитроумный батька до последнего времени к тому же выгодно перепродавал другим потребителям уже по полноценным рыночным ценам.
Углубляться в тему не хочется, потому что если все домысливать до конца, то, как не крути, выходит, что наша власть довольно долго отбирала у наших пенсионеров деньги, чтобы лучше жилось пенсионерам в Белоруссии. Не знаю ни одной другой страны мира, которая занималась бы чем-нибудь подобным. Впрочем, есть и обратная сторона медали. Долгожданный пересмотр наших экономических отношений с Минском связан далеко не только с интересами олигархов из Газпрома, как считают некоторые. (Хотя, конечно, не без этого). Или интересами наших олигархов от нефти. Или совершенно справедливым стремлением правительства окончательно перевести российскую экономику на рыночные отношения. Но, наконец, как я надеюсь, и с проснувшимся у власти желанием хотя бы отчасти восстановить справедливость по отношению к собственным гражданам.
Урон, что нанес России своими действиями Лукашенко, огромен.
Это и престиж: скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты. По Лукашенко многие в мире судят о нас с вами. И соответственно к нам относятся.
И, конечно, совершенно бешеные деньги. Часть из них уже безвозвратно утеряна - мы их сами вбухали в мечту о «союзе». Эти деньги Лукашенко уже «съел».
Часть средств утекает и сегодня. По разным каналам, в том числе и на бюрократию несуществующего союза. Наконец, и после «газовой победы» над Минском ситуация лишь улучшилась, но коренным образом не изменилась. Цитирую недавнее заявление президента Путина: «Прямая поддержка наших белорусских коллег стоит России и нашим налогоплательщикам миллиарды и миллиарды долларов». Нынешняя цена, конечно, лучше старой, но все еще не подлинно рыночная.
Еще больше мы можем потерять завтра, потому что Лукашенко своим нефтяным шоу, ударил по самому больному - по доверию к России. Кто прав, Россия или Белоруссия, решающего значения для большинства европейцев не имеет, они просто видят пересохший нефтепровод. Подсчитать упущенную прибыль сегодня невозможно, но она наверняка будет немалой. Уже сегодня в Евросоюзе всерьез задумались над тем, как хотя бы частично заменить российские энергоносители, раз поставки из России ненадежны: то срабатывает капкан украинский, то капкан белорусский.
После телефонного разговора Владимира Путина и Лукашенко нефть в Европу, наконец, пошла. Белорусскую затычку удалось пробить. К счастью.
Удачно завершились для России в пятницу и сложные форс-мажорные экономические переговоры с Минском. Достигнутые договоренности фактически перекрывают Лукашенко возможность спекулировать российскими энергоносителями, а наша государственная казна будет получать впредь дополнительный доход.
К несчастью, однако, принципиально для России пока ничего не изменилось. Лукашенко, как показывает весь прошлый опыт, мягко говоря, не вполне договороспособен. В воскресенье батька сначала снова немного посвистел в сторону Москвы в свой «союзнический манок», заявив, что он готов хоть в этом году сформировать полноценный союз. (Прекрасно, кстати, зная, опросы населения и что в два предстоящих предвыборных для России года, какие-либо референдумы в нашей стране по Конституции просто невозможны). Затем попугал Москву поворотом на Запад. Как будто его там все давно заждались. Ну, а затем, не выдержав, в очередной раз прошелся по России, назвав, в частности, «дурацким» ее проект балтийского трубопровода в обход беспокойной Беларуси. Как уже известно, наши власти на это отреагировали спокойно: как заявил анонимный источник «подобное заявление Лукашенко лишь подтверждает правильность принятого решения».
Что придумает батька через пару дней, мы не знаем.
Зато известно, что всему есть свой предел. То, что батька Россию уже крепко «достал» своими бесконечными фокусами, факт. А когда русских действительно достают до печенок, они то же, знаете ли, не подарок.
И последнее, Лукашенко очень часто, оправдывая свое противостояние с Москвой, уверяет белорусских граждан в том, что защищает суверенитет страны. Это, конечно, не так. Батька защищает свою собственную неограниченную власть и уже давнее, ушедшее в небытие вместе с развалом СССР, прошлое. Последнее, можно, вероятно, по человечески понять и даже простить. А вот первое - нет. Беларусь и Лукашенко - вещи разные.
Думаю, что примерно в подобной ситуации и родилась всем известная сентенция: «Избавь меня, Боже, от таких друзей, а с врагами я как-нибудь и сам справлюсь».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции