Василий Зубков, экономический обозреватель РИА Новости.
Один из важнейших каналов поставок нефти в Европу - трубопровод "Дружба", проходящий через Беларусь, в первой декаде января закрыт российской стороной. Причина - требование Минска взимать таможенный тариф с транзитной нефти. Это ответ на введение с 1 января Россией экспортной пошлины в размере $180,7 за тонну нефтесырья, поставляемую в Беларусь. Тем не менее, у России были веские основания для принятия таких мер. До сих пор именно благодаря дешевым российским энергоносителям экономика Беларуси росла быстрыми темпами, тогда как российский бюджет терял в результате миллиарды долларов в год.
Неосведомленному обывателю и в России, и в Беларуси могло показаться, что нынешние "нефтяные распри" Беларуси и России случайны и возникли лишь в начале текущего января, как только спал накал газовых страстей между двумя странами. По словам министра топлива и энергетики РФ Виктора Христенко, подписывая за несколько минут до наступления нового 2007 года двустороннее соглашение по газу, в Москве не ожидали, что Минск "ответит" введением уже с 1 января 2007 г. таможенной пошлины за транзит российской нефти. Министр добавил, что пошлина на транзитные грузы - вещь абсолютно неслыханная. Это никак не коррелируется с многовековой финансово-юридической практикой мировых торговых отношений.
Но, судя по всему, план действий в Минске был разработан заранее. Предвидя, какой реакции на введение пошлины за транзит следует ожидать от российского руководства, белорусы решили создать запасы, успев слить из трубопровода в свои хранилища почти 80 тысяч тонн нефти из причитающегося Польше и Западной Европе. Чтобы пресечь прямое воровство Россия была вынуждена приостановить транзит нефти.
Январские события - это апофеоз, а предыстория гораздо длиннее. С весны 1995 года под лозунгом интеграционных процессов Россия обязалась продавать нефть своему будущему партнеру по Союзному государству - Беларуси - без экспортной пошлины. Обговорив, что 85% экспортной пошлины на продукты белорусской переработки из российского сырья будут зачисляться в бюджет России.
Тогда предполагалось, что дешевая нефть и ее производные будут использоваться в основном на внутреннем рынке и не вступят в конкуренцию с российской продукцией на рынках третьих стран. Но сложилось иначе. Доходы от экспорта бензина, дизтоплива, масел постепенно становились одним из главных источников доходов бюджета. Менялись и приоритеты белорусского руководства.
Лишенная собственного углеводородного сырья Беларусь выдвинулась в число лидеров на постсоветском пространстве по экспорту нефтепродуктов. Получился своеобразный нефтяной оффшор. Льготная нефть давала ощутимые преимущества белорусскому бензину на рынках Европы, Прибалтики и Украины.
Причем объемы нефтепере6работки и экспорта продуктов нефтехимии постоянно росли - в 2005 году в Беларуси переработано 19,8 млн. тонн нефти. По утверждению замминистра экономики РБ Татьяны Старченко, за первые семь месяцев прошлого года экспорт нефтепродуктов по сравнению с таким же периодом 2005 года, вырос в 1,6 раза. Достигнув $1,4 млрд. А белорусский экспорт этой номенклатуры товаров до настоящего момента составлял 42% в денежном выражении от общего объема национального экспорта. Нефтедоллары во многом способствовали подъему дотируемой белорусской экономики. Если верить местным СМИ, прирост вложений в основной капитал достиг 31,9% за год. Это сопоставимо лишь с фантастическими результатами первых советских пятилеток.
И как вполне серьезно пишут белорусские коллеги "наш инвестиционный бум является своим собственным национальным феноменом и от этого следует отталкиваться в оценке будущего". Конечно, ни слова об истинных причинах "инвестбума" - многолетних российских преференциях в ценах на газ и нефть. И о том, что, нарушив с 2001 года все более ранние договоренности о разделе пошлины от экспорта нефтепродуктов из российской нефти, Беларусь стала присваивать себе все. Потери России в год уже превысили $3 млрд.
Убрав таможенные льготы и перекрыв кран дешевой нефти, Россия, конечно, ощутимо подпортит имидж белорусского экономического "чуда". По мнению руководителя белорусского научно-исследовательского центра Мизеса (MISES) Ярослава Романчука, отмена льготных для Беларуси схем поставок нефти повлечет 8-процентный спад белорусского ВВП и еще 7% отнимут новые цены на газ. Такую оценку шага российского правительства ученый дал "Белорусским новостям".
А что же Россия? Нефтяные и газовые раздоры с соседями, от которых страдают третьи страны, начинают сильно вредить не только ее экономике, но и имиджу в целом. Потому что, как справедливо заметил Виктор Христенко, Запад во всех энергетических неурядицах с партнерами по СНГ винит Россию. "Продаем мы им углеродное сырье дешево, обвиняют в демпинге и захвате, продаем по мировой цене - в "удушении" ценами". В таких условиях, по словам министра, российской экономике необходимо как можно быстрее искать альтернативные пути доставки энергоносителей.
Об этом, кстати, сказал и президент России Владимир Путин на очередной встрече с министрами. Так мощность прокачки нефти Балтийской трубопроводной системы (БТС) должна быть доведена с нынешних 72 млн. тонн в год до 105 в ближайшие три года. Необходимо форсировать строительство по дну Балтики Североевропейского газопровода. Сооружение нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО) уже идет темпами, опережающими нормативы в три раза. Заканчивается подготовка необходимой проектной документации для прокладки нефтепровода "Харьяга - Индига" с выходом на Баренцово море. Сдвинулся с места и проект "трубы" на Черном море в обход турецких проливов. Если же белорусская "пробка" не раскупорится, нефтяная отрасль должна быть готова к временному сокращению производства нефти - отметил президент Путин.
Западноевропейские покупатели нефти уже готовят российским компаниям иски за срыв поставок. Но, по словам Христенко, обстоятельства, сложившиеся с нефтепроводом "Дружба" по вине белорусских властей, по всем признакам подходят под "форс-мажорные". Что будет признано любым международным судом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции