Юрий Зайцев, эксперт института космических исследований РАН - РИА Новости.
Российские и европейские фирмы реализуют совместный проект "Урал" по созданию космических средств выведения большой грузоподъемности. Финансирование работ ведется на паритетных условиях.
Европейское космическое агентство, по словам его представителей, - это "пропуск Европы в космос". На сегодня участниками ЕКА являются 15 стран. В их числе Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Норвегия и т.д. Долгое время Старый Свет значительно отставал от США в программах освоения космоса. Однако в последние годы ЕКА предприняло целый ряд мер, направленных на укрепление своих позиций. Не секрет, что побудительным стимулом во многом стала предложенная американским президентом амбициозная программа освоения космоса. Не желая оставаться на второстепенных ролях, Европа разработала свою собственную стратегию, которая, в частности, предусматривает практически удвоение финансирования космических разработок. Один из центральных пунктов новой концепции - дальнейшее расширение международного сотрудничества, в первую очередь в создании перспективных средств выведения, которые должны открыть новую эру в освоении космоса.
В настоящее время для реализации своих космических запусков Европа располагает тяжелым носителем (Ariane 5), запускаемым из Куру во Французской Гвиане, а также средним (российским "Союзом"), стартующим с Байконура в Казахстане. В конце 2006 г. началось строительство стартового комплекса РН "Союз-ST" в Куру и проведены огневые стендовые испытания двигателей разработки российского Центра Келдыша для европейской ракеты малого класса Vega. Ожидается, что последовательная модернизация Ariane и Vega обеспечит в ближайшей перспективе конкурентоспособность Европы на рынке космических запусков. Однако глобализация рынка и все более активный приход на него китайских, индийских и японских ракет-носителей вынуждает Европу приспосабливаться к новым реалиям. В частности Индия, которая ранее запускала свои спутники связи на РН Ariane, "пересаживается" на национальную ракету GSLV-F2. Планируется, что ее характеристики будут улучшены (GSLV-D3/Mark-2) и, в конце концов, появится прямой аналог и конкурент Ariane 5 - тяжелая GSLV-D1/Mark-3. Ко всему прочему Ariane 5 имеет по сравнению с предложениями иностранных конкурентов серьезные недостатки, сокращающие портфель заказов для нее. И главный конкурент Европы здесь, как это на первый взгляд ни покажется странным, один из ее основных партнеров в космической деятельности - Россия.
Новейшие американские РН Atlas 5 (с российским двигателем первой ступени) и Delta 4 сейчас используются главным образом в интересах правительства США и на мировой рынок услуг по запускам влияния не оказывают. Американские коммерческие пуски выполняются российскими "Протонами" и российско-украинскими "Зенитами 3SL" (Sea Launch) и в небольшой степени Ariane 5. В то же время только за последние годы российскими ракетами-носителями были запущены свыше десятка европейских космических аппаратов. Эти аппараты не могли быть выведены в космос РН Ariane 5, поскольку или запускались на весьма специфические орбиты, или не соответствовали ее возможностям по массе основного полезного груза.
Сегодня представленные на рынке космических услуг российские носители продолжают модернизироваться. В 2006 году выполнен первый коммерческий запуск новой ракеты "Союз-2" (программа "Русь"). Завершена отработка перспективного жидкостного двигателя для третьей ступени этой ракеты, что позволит выводить на орбиту с ее помощью еще почти на тонну большую полезную нагрузку. На подходе ракеты-носители "Союз-3" ("Онега") и тяжелого класса "Ангара", а также многоразовые ракетно-космические комплексы и разгонные блоки, в том числе криогенные на кислородно-водородном топливе. В этой ситуации Европа однозначно стоит перед необходимостью создания конкурентоспособного носителя.
В марте 2005 г. руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов и президент Национального центра космических исследований Франции (CNES) Янник д`Эската (Yannick d`Eckatha) подписали соглашение по будущим носителям. Программа "Урал" (Oural), инициированная Францией, но которая фактически становится общеевропейской, предусматривает создание технологических демонстраторов как основы для разработки в кооперации с Россией новой ракеты-носителя грузоподъемностью до 35 т. Для сравнения масса полезной нагрузки ракет-носителей "Союз" сегодня составляет около 7 т.
В настоящее время европейцы совместно с российскими специалистами уже примерно сформировали облик и концепцию космической системы "Урал", которая должна прийти на смену используемым сегодня носителям типа "Союз" и Аriane. По мнению российского академика Николая Анфимова, она скорее всего будет многоразовой. Однако, учитывая неготовность технологий повторного использования, ракета ближайшего будущего, возможно, будет лишь частично многоразовой, а на первом этапе, скорее всего, даже одноразовой.
Сначала должны быть построены демонстраторы многоразовых ступеней ракеты-носителя и осуществлены их испытания. Затем создан демонстратор космического корабля, призванный подтвердить технологию многоразовой тепловой защиты, применимой к аппарату, который будет входить в атмосферу Земли с первой космической скоростью. Следующим этапом станет разработка наземного демонстратора технологий криогенного топливного бака - того самого, аналог которого уже дважды из-за разрушения его теплоизоляции становился причиной гибели американских шаттлов. Заключительным этапом создания новой ракеты-носителя станет, - считает Николай Анфимов, - демонстратор многоразового жидкостного двигателя, который будет работать на смеси жидкого водорода (либо кислорода) и жидкого метана.
Ожидается, что ракета будет трехступенчатой. Тем не менее, специалисты полагают, что новые решения и материалы, которые могут появиться в предстоящие пятнадцать лет, позволят сделать носитель двухступенчатым, что существенно уменьшит его удельную стоимость.
Проект "Урал" - часть подготовки новой системы космических запусков, которая должна заменить существующие ракеты-носители в перспективе на 2020-2030 гг. Это одновременно и далеко, и близко. В случае необходимости европейцы могли бы модернизировать Ariane 5, чтобы оставить ее в эксплуатации еще на какой-то, возможно даже продолжительный период. Но это было бы только временным решением проблемы. Поэтому совершенно оправдано стремление европейского космического руководства не только сохранить компетенцию в ключевых технологиях сегодняшнего дня, но и активно содействовать технологическому прорыву в системах следующих поколений. Благодаря международной кооперации Европы с Россией (российско-французская программа "Урал" и подготовка к запускам РН "Союз" из Французской Гвианы) две стороны могут в течение долгого времени разрабатывать носители совместно, сохраняя при этом четкие возможности самостоятельного доступа в космос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции