Ирина Головина, РИА Новости
«Рейс задержан» - надпись, которую на табло прилета увидели в российских аэропортах этим летом сотни встречающих. Но причиной этого стала не рядовая задержка чартера, просто этих рейсов уже не было. Они уже были «бывшими» рейсами.
Летом в результате двух авиакатастроф российских самолетов погибло 294 человека.
В июле в аэропорту Иркутска выкатился за пределы взлетной полосы А-310 авиакомпании Сибирь, выполнявший рейс Москва-Иркутск. Практически немыслимая ситуация - самолет после посадки вместо торможения пошел на взлет, выехал за пределы полосы, врезался в гараж и загорелся. На борту было 203 человека, 124 - погибли. А дальше диагноз - ошибка экипажа. Единственное, что успокаивало в этой ситуации - части пассажиров удалось спастись..
Как выяснилось, виноватыми оказались пилоты аэробуса. Но давайте представим, как сложилась бы ситуация, если бы вплотную к взлетной полосе не было бы гаражей.
А сценарий был бы следующий: самолет выкатывается в поле и, при исправном техническом состоянии, останавливается примерно в километре от взлетно-посадочной полосы. Не исключено, что могло бы произойти повреждение судна, но к катастрофе бы оно не привело. Кроме того, взлетная полоса в Иркутске короче положенной на 250 метров, что, конечно, не критично в штатных ситуациях. А вот в нештатных, да еще с учетом гаражей...
Владелец гаража, на территории которого произошла трагедия, впоследствии подал иск в суд к авиакомпании Сибирь о возмещении ущерба. Видимо действительно представления об ущербе у каждого свои.
А с другой стороны, ведь разрешили же человеку построить там гараж, а имущество испортили, значит надо возмещать убытки. Только возмещали не те, кто разрешал, а те, кто пострадал. Вопрос решился в досудебном порядке - Сибирь возместила хозяину гаража даже больше, чем он хотел - 176 тысяч рублей, вместо требуемых 170 тысяч.
...Интересно, если по середине какой-нибудь дороги, допустим МКАДа, поставить, например, палатку с фруктами, платить за ее снос должен будет каждый въехавший в нее водитель?..
Выводы Межгосударственного авиакомитета (МАК) вызвали бурный резонанс в авиакругах. «Причиной катастрофы самолета А-310 F-OGYP авиакомпании «Сибирь» явились ошибочные и бесконтрольные действия экипажа на этапе пробега после посадки в конфигурации самолета с деактивированным реверсом тяги одного двигателя. После приземления самолета командир воздушного судна, при управлении реверсом правого двигателя, непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован, из положения «малый газ» в положение значительной прямой тяги. При отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателей и скоростью движения самолета, имея достаточный резерв времени на распознавание сложившейся ситуации, экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на «малый газ» или выключению двигателя», - говорится в заключении МАК.
Пилоты недоумевают - непроизвольно задеть рычаг управления двигателем - это нонсенс. «Такого просто нее бывает,- говорит бывший командир А-310 одной из российских авиакомпаний. - Во время посадки весь экипаж следит за показаниями приборов, не могли они не заметить включения двигателя. Не заметить надпись на табло о том, что двигатель включен. И даже если предположить, что двигатель включился, у экипажа было достаточно времени, чтобы исправить ситуацию. Но не было места для маневра. Полоса сложная, идет с большим уклоном, да еще, плюс ко всему, короткая».
На следующий день после катастрофы глава Минтранса Игорь Левитин сказал, что нужно построить в иркутском аэропорту новую взлетную полосу. Есть два варианта: это строительство новой полосы в конце старой с поворотом на 30 градусов, чтобы увести самолеты в сторону от города, и второй вариант - построить новую полосу и терминал. Пока обсуждается вопрос о строительстве новой полосы, старая ВПП увеличивается на 400 метров (сейчас ее длина составляет 2,75 километра).
А в августе случилась еще одна трагедия - на Украине под Донецком разбился самолет ТУ-154 Пулковских авиалиний, следовавший из Анапы в Санкт-Петербург. На борту было 160 пассажиров и 10 членов экипажа, спастись никому не удалось...
По данным на сегодняшний день, самолет попал в грозовой фронт, вошел в плоский штопор, из которого уже не удалось выйти, и упал с высоты 11 тысяч метров.
Плоский штопор (режим, при котором самолет падает практически плашмя) - одна из самых опасных ситуаций, которая может произойти с пассажирским самолетом, и выйти из него почти невозможно. «Штопор относится к критическим режимам полета и является наиболее опасным по своим последствиям: в течение многих лет он был одной из основных причин гибели самолетов, - говорит пилот ТУ-154 одной из российских авиакомпаний. - Для того чтобы понять режим штопора, необходим большой объем летной тренировки, но такое обучение проходят только летчики-испытатели. И только некоторые из них специализируются в летных испытаниях по штопору».
На следующий день после катастрофы глава Росаэронавигации Александр Нерадько сообщил о крайне сложной метеообстановке в районе падения самолета. Высота облачности достигала 13-15 километров, что вообще не характерно для европейского региона. Он не исключил, что экипаж хотел сначала уклониться от грозового фронта, а потом попытался обойти его на высоте более 12 тысяч метров.
В конце сентября в СМИ появилась дословная расшифровка переговоров экипажа. Честное слово, большего цинизма трудно себе представить. Почему-то никто не подумал о том, что это разговор людей, которые прекрасно понимают, что через несколько минут могут погибнуть и отчаянно борются за жизнь. Причем не только за свою, но и за жизнь еще ста шестидесяти человек.
Самое интересное, что в этой расшифровке кроме нецензурных выражений и технических терминов, понятных только узким специалистам, не было ничего. Ничего, что могло бы стать интересно обычному читателю.
Сразу появился вопрос, откуда в СМИ появились результаты расшифровки, ведь эти материалы запрещено публиковать до окончательных выводов о причинах катастрофы. Председатель МАК Татьяна Анодина ответила на этот вопрос так: «Мы всегда были против публикации такой информации до окончания расследования». В общем, вопрос так и повис в воздухе.
Официальных выводов о причинах катастрофы пока нет, скорее всего они появятся в начале следующего года. Хочется надеяться, что мы не услышим, ставший уже привычным, вердикт - ошибка экипажа. А еще очень хочется надеяться, что наша авиация в следующем году не даст нам повода для дискуссии о том, что же стало причиной очередной авиакатастрофы.