Елена Ушакова, РИА Новости
Уходящий год стал историческим для отечественного автомобилестроения благодаря введению нового режима промсборки, в рамках которого заключены десять инвестсоглашений.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко называет приказ по производству автомобилей в рамках промсборки важнейшим этапом в реализации промышленной политики в автопроме, который создает «самые благоприятные условия для инвесторов».
Так, объем производства легковых автомобилей в России в 2006 году оценивается на уровне 1,15 миллионов штук, в частности в рамках промсборки на уровне 260 тысяч единиц.
Получается, что почти четверть производимых на территории нашей страны автомобилей приходится на «промсборочные иномарки», а рост их производства впечатляет - более 65% к 2005 году.
Подписанные инвестиционные соглашения в рамках нового «чудо-режима» обеспечат производство более 700 тысяч автомобилей, с общим объемом инвестиций более $2 миллиардов.
В ближайшем будущем мировые производители намерены не только увеличивать выпуск своих чад в рамках промсборки, но и строить заводы в России.
В планы Toyota и Nissan входит строительство заводов мощностью 50 тысяч автомобилей в год, GM в свою очередь намерен в 2008 году завершить строительство своего завода в России мощностью 25 тысяч. Volkswagen и во все планирует на своем новом российском предприятии в будущем году выпускать 115 тысяч автомобилей, а Ford нарастить производство своих Ford Focus на Всеволожском заводе до 75 тысяч. СП Автофрамос, созданное правительством Москвы и Renault намерено увеличить выпуск Renault Logan в 2007 году до 80 тысяч авто в год, а Ижавто планирует собрать 45 тысяч Kia Spectra, 7 тысяч Kia Rio и 8 тысяч внедорожников Kia Sorento. Северсталь-Авто, в свою очередь, намерена увеличивать выпуск автомобилей под марками SsangYong и Fiat. Всю продукцию, выпускаемую под этими марками, компания будет реализовывать через собственную дилерскую сеть, которую намерена удвоить в 2007 году. В частности, планируется вывести производство внедорожников SsangYong Rexton на уровень 10 тысяч в год, SsangYong Kyron - до 20 тысяч и SsangYong Actyon - до 6 тысяч.
Символичным стало подписание под Новый год еще одного соглашения между АвтоВАЗом и канадским производителем автокомпонентов Magna по совместной разработке и производству автомобиля класса С, выпуск которого планируется начать в конце 2009 года.
Правда это соглашение не в рамках нового режима, но все равно доказывает, что интерес у западных автомобилестроителей к нашему рынку очевиден.
АвтоВАЗ и Magna планируют на паритетной основе построить завод мощностью 450-480 тысяч автомобилей в год стоимостью 1,5 миллиарда евро.
Компании инвестируют в проект строительства нового автосборочного завода поровну и владеть предприятием будут на паритетных началах. Также не исключено, что в дальнейшем у завода могут появиться новые партнеры или совладельцы.
Однозначно можно сказать, что это только начало. Мировые автогиганты не останавливаются и прочесывают территорию нашей страны, по поиску места для строительства своих автозаводов.
Известно, что еще порядка пяти иностранных автопроизводителей ведут переговоры о выпуске своих автомобилей и строительстве заводов на территории РФ.
Можно надеяться, что и Peugeot Citroen в ближайшем будущем определится с формой открытия производства в России. Также рассматривается проект инвестсоглашения по организации сборки китайских автомобилей Cherry на Новосибирском автомобильном заводе. Возможность производства в России рассматривает и Mitsubishi.
Чиновники прогнозируют, что при реализации действующих и обсуждаемых проектов по промсборке ожидается, что новые мощности по сборке автомобилей к 2010 году увеличатся до 800 - 900 тысяч штук. Темпы роста рынка, которые наблюдаются в последние годы и ключевые факторы, определяющие этот рост, позволяют прогнозировать общий объем продаж легковых автомобилей в России к 2010 году в размере не менее 2,6 миллионов штук в год, а в денежном выражении - более $30 миллиардов.
Основной объем «промсборочных иномарок», занимает ценовую нишу от $10 до $20 тысяч, и, по мнению аналитиков, будет пользоваться спросом у россиян, которые в последнее время стали предпочитать более качественные и дорогие автомобили.
В целом эксперты прогнозируют рост продаж в России новых иномарок и ожидают по итогам 2006 года преодоления миллионного рубежа. А вот прогноз по продажам отечественных авто не совсем приятный - они ожидают снижения.
Таким образом, можно смело сказать, что российский автомобильный рынок является соблазнительным для мировых автогигантов и открыт для новых предложений при условии строгого соблюдения договоренностей.