МОСКВА, 19 дек - РИА Новости. Эксперты в ходе дискуссии на "круглом столе" в РИА Новости на тему "Россия без СССР: что потеряли и приобрели, что впереди?" разошлись во мнениях о состоянии российского общества и присутствия в нем "синдрома великодержавности".
Декан факультета прикладной политологии Высшей Школы Экономики Марк Урнов высказал мнение, что спустя 15 лет после распада СССР России нужно заняться решением внутренних проблем и избавиться от "синдрома великодержавности".
"Мы должны признать реальность. Признать, что страны, ушедшие из Советского Союза, - это независимые суверенные государства, с которыми надо иметь дружеские отношения. Признать, что Россия в том состоянии, в котором она сегодня находится, не может претендовать на роль супердержавы, и заняться устроением собственного бытия", - сказал он.
Урнов охарактеризовал чувства, охватившие сегодня российское общество, как "поствеликодержавный синдром" и высказал мнение, что в этом причина отдаления бывших советских республик от России.
"Вместо того, чтобы приобрести хороших соседей и надежных друзей, мы получаем напряженные отношения и отталкиваем эти страны от себя", - считает политолог.
По его мнению, сегодняшний подъем национализма в России связан с "болезненной потребностью вновь ощутить себя великой державой", что только усложняет ситуацию внутри страны.
"Это порождает ответную волну национализма и ставит под угрозу существование России в ее современном виде. И эта опасность будет возрастать, пока будет возрастать агрессивность в стране", - сказал Урнов.
Ему возразил главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Ципко. По его мнению, российское общество стремится "исправить ущемленное национальное достоинство".
"У большой части людей просто появляется нормальное чувство человеческого достоинства и уважение к собственной истории", - считает Ципко.
Эксперт отметил, что западные государства не понимают, насколько болезненным был распад СССР, а это, в свою очередь, не позволяет им верно оценить ситуацию, складывающуюся между Россией и бывшими республиками Советского Союза.
"Запад должен понимать, что это не был кризис советской империи, что распад был крайне болезненным, что распалась значительная часть старого русского мира", - сказал Ципко.