На днях министр иностранных дел Японии предложил разделить давнее российско-японское "яблоко раздора", Курильские острова, пополам. Так сказать, "по-честному". Конфузное высказывание сразу опровергли, МИД Японии разъяснил, что слова министра следует рассматривать "лишь как демонстрацию намерений быстрее достигнуть разрешения проблемы". Однако конкретных, приемлемых для обеих сторон, решений проблемы по-прежнему нет. Существуют ли они? На этот вопрос РИА Новости ответили эксперты.
Мы не обсуждаем территориальные вопросы с Японией, мы считаем, что на сегодняшний день такого вопроса нет. У России и Японии есть много других важнейших политических вопросов, обсуждение которых должно предварять рассмотрение территориального вопроса.
Решение проблемы "северных территорий" в принципе возможно, но целиком зависит от позиции Японии. Россия не может отдавать свою территорию не только потому, что это недопустимо, и не только в силу стратегического значения островов, приобретающего особое значение сейчас, когда Япония может трансформировать "силы самооброны" в полноценную армию, но и потому, что любой руководитель, сделавший это, мгновенно утратит легитимность внутри страны.
Однако Япония по внутренним причинам сегодня также не может отказаться от этой темы. Насколько можно понять, в 60-80-е годы она раздувалась частью японского руководства сознательно, чтобы не допускать сближения с СССР.
Усиление Китая вызывает в Японии растущий испуг; возможно, это сделает японскую сторону более конструктивной. Не исключено, что "частное мнение" Министра иностранных дел - своего рода "пробный камень", призванный проверить реакцию не только России, но и японской общественности на возможное смягчение позиции.
Однако Япония по внутренним причинам сегодня также не может отказаться от этой темы. Насколько можно понять, в 60-80-е годы она раздувалась частью японского руководства сознательно, чтобы не допускать сближения с СССР.
Усиление Китая вызывает в Японии растущий испуг; возможно, это сделает японскую сторону более конструктивной. Не исключено, что "частное мнение" Министра иностранных дел - своего рода "пробный камень", призванный проверить реакцию не только России, но и японской общественности на возможное смягчение позиции.
Южная часть Курильской гряды отошла к России в результате капитуляции Японии во Второй Мировой войне, как и нынешняя Калининградская область от Германии, поэтому никаких территориальных претензий со стороны этих стран быть не может. Итоги Второй Мировой войны - базис, на котором строится вся существующая политическая карта мира, и этот базис не может быть пересмотрен. Германия сейчас является одним из главных экономических и политических партнеров России в Европе. Токио следует перенимать скорее этот опыт, чем проводить ежегодные дни "северных территорий" и настаивать на пересмотре итогов Второй Мировой войны. Пока Россия контролирует Курилы, она имеет выход в Тихий океан. Если же Россия потеряет этот контроль, то нам придется выходить в океан через японские проливы, что нарушит экономический и военный баланс во всем регионе. Участие Японии в освоении Курильских островов - вот то, что мы готовы предложить и на чем должны строиться наши отношения. А решать внутриполитические японские проблемы, проливая бальзам на раны японского самосознания за счет своих территорий, мы пока не намерены.
Реагировать на предложения Японии о разделе Курильских островов не следует никак, по нескольким причинам.
1. Если говорить о позавчерашнем выступлении министра иностранных дел Асо, то никакого нового предложения не было. Была заранее запланированная акция, направленная на японскую публику. В конфиденциальных контактах накануне Москва была предупреждена, что готовится несколько таких выступлений, цель которых - создание определенной политической репутации нового поколения японских политиков, и реагировать на них всерьез не надо. Что мы и наблюдаем.
2. Идеи "поделить Курилы пополам", по принципу "три территории поменьше и один большой остров", высказывались и раньше, на разных уровнях. Никакого энтузиазма Москвы эти идеи не вызвали. Россия готова отдать лишь то, что уже было отдано в 1956 году (то есть две небольших южных островных территории Курил), поскольку это решение было ратифицировано советским парламентом, и его нельзя не выполнить. Япония тогда отказалась брать эти острова. Но тут есть одна деталь: если внимательно прочитать слова Владимира Путина на встрече с членами Валдайского клуба этой осенью, то выясняется, что он изучил текст декларации 1956 года и обнаружил, что речь там идет не об автоматической передаче островов, а о начале переговоров по этому вопросу. А это совсем не то же самое.
3. Все варианты с Курилами в последние полтора десятилетия уже обсуждались: четыре - ноль, два и два, три и один, сразу, не сразу, осваивать и владеть совместно, и так далее. Не проходит ни один. Любой из вариантов вызовет потрясения или в японском обществе, или в российском, или в обоих сразу. Значит, ничего делать нельзя.
4. Приход к власти нового поколения японских политиков (неоконсерваторов) означает решительные перемены в положении Японии в мире, какие - пока неясно. Восприятие Японией самой себя как побежденной державы даже сегодня, через 60 лет после окончания войны, неестественно. Но даже когда Москва будет иметь дело с новой, "нормальной" Японией, вряд ли это приведет к пересмотру итогов той войны более чем полувековой давности. Так в истории практически не бывает.
1. Если говорить о позавчерашнем выступлении министра иностранных дел Асо, то никакого нового предложения не было. Была заранее запланированная акция, направленная на японскую публику. В конфиденциальных контактах накануне Москва была предупреждена, что готовится несколько таких выступлений, цель которых - создание определенной политической репутации нового поколения японских политиков, и реагировать на них всерьез не надо. Что мы и наблюдаем.
2. Идеи "поделить Курилы пополам", по принципу "три территории поменьше и один большой остров", высказывались и раньше, на разных уровнях. Никакого энтузиазма Москвы эти идеи не вызвали. Россия готова отдать лишь то, что уже было отдано в 1956 году (то есть две небольших южных островных территории Курил), поскольку это решение было ратифицировано советским парламентом, и его нельзя не выполнить. Япония тогда отказалась брать эти острова. Но тут есть одна деталь: если внимательно прочитать слова Владимира Путина на встрече с членами Валдайского клуба этой осенью, то выясняется, что он изучил текст декларации 1956 года и обнаружил, что речь там идет не об автоматической передаче островов, а о начале переговоров по этому вопросу. А это совсем не то же самое.
3. Все варианты с Курилами в последние полтора десятилетия уже обсуждались: четыре - ноль, два и два, три и один, сразу, не сразу, осваивать и владеть совместно, и так далее. Не проходит ни один. Любой из вариантов вызовет потрясения или в японском обществе, или в российском, или в обоих сразу. Значит, ничего делать нельзя.
4. Приход к власти нового поколения японских политиков (неоконсерваторов) означает решительные перемены в положении Японии в мире, какие - пока неясно. Восприятие Японией самой себя как побежденной державы даже сегодня, через 60 лет после окончания войны, неестественно. Но даже когда Москва будет иметь дело с новой, "нормальной" Японией, вряд ли это приведет к пересмотру итогов той войны более чем полувековой давности. Так в истории практически не бывает.