Андрей Суздальцев, Высшая школа экономики - для РИА Новости.
Во время последнего визита в конце ноября в Минск В. Путин выразил уверенность, что до 1 января 2007 года на базе белорусского газового монополиста «Белтрансгаз» будет создано совместное газотранспортное предприятие с участием «Газпрома». Планируется, что стороны разделят пакет акций «Белтрансгаза» по 50%. Контрольного пакета никто из учредителей не получит. Предприятие будет зарегистрировано в Белоруссии.
В российском экспертном сообществе укрепилось мнение, что борьба ОАО «Газпром» за контроль над белорусским участком транзита российского газа в ЕС близка к успешному завершению. У экспертов возникло ощущение, что у А. Лукашенко согласился на приватизацию белорусских газовых коммуникаций. Однако не все так просто. В апреле 2002 года российское руководство уже заключало «пакетное» соглашение с белорусскими властями о создании совместного газотранспортного предприятия в обмен на пятилетнюю поставку Белоруссии газа по внутренним российским ценам. Минск до сих пор получает самый дешевый на постсоветском пространстве газ, но от создания предприятия с «Газпромом» уклонился.
Белорусской газотранспортной системе больше сорока лет. Через «Белтрансгаз» поставляется в Центральную Европу 7 - 8 % российского экспорта газа. Но основная ценность «Белтрансгаза» заключается в выполнении им функции оператора российского газового транзита по белорусской территории и контроля над российским газопроводом «Ямал-Европа» (36 млрд. м. куб). Контроль над двумя газопроводами является серьезным политическим ресурсом. Сомнительно, чтобы А. Лукашенко отказался от него.
До 31 декабря «Белтрансгаз» получает газ по цене 46,68 долларов США за тысячу м.куб. Однако белорусские потребители платят за газ по цене не менее 100 долларов США. Разница в год достигает от 600 до 800 млн. долларов США. Эти деньги в белорусском бюджете не учитываются. Создание совместного с «Газпромом» газотранспортного предприятия угрожает сохранению столь солидного «серого» дохода.
«Белтрансгаз» является серьезным внутриполитическим ресурсом. За годы независимости белорусский политический класс приучен считать белорусский участок российского газового транзита главным достоянием суверенной Белоруссии.
В Белоруссии «Белтрангаз» до сих пор остается примером способности А. Лукашенко добиваться выгодных для правящих кругов республики решений в Москве, что составляет солидную часть легитимности белорусского президента. Сложно представить, чтобы А. Лукашенко пожертвовал важнейшим для себя имиджем «удачливого» переговорщика с российским руководством.
За два десятилетия развития экономической интеграции между Россией и Белоруссией не появилось ни одной солидной российско - белорусской корпораций. За эти же годы российский бизнес создал десятки совместных корпораций с парнерами многих стран мира. Сама форма совместного предприятия с белорусским государством вызывает некоторое сомнение в отношении своей жизнеспособности.
Стоит напомнить, что бизнес-атмосфера в Белоруссии непростая. В стране активно используется государством «золотая акция» с возможностями неограниченной национализации. Налоговая система абсурдна - выплаты превышают выручку. Предприятия работают под постоянным гнетом десятков контролирующих органов. Бизнес в своей работе вынужден опираться только на добрую волю белорусского президента, что вряд ли способствует крупным инвестициям в экономику страны.
В итоге, создание газотранспортного совместного предприятия между «Газпромом» и «Белтрансгазом» может на деле означать месяцы, а то и годы тяжелых переговоров по каждой запятой. Назначение руководителей еще не означает, что предприятие будет допущено до реальной работы и сможет обеспечить контроль над российским газовым транзитом в Центральную Европу. Белорусская сторона, вооруженная «золотой акцией» и всевозможными судебными решениями, всегда в силах блокировать любое решение совета директоров. 50% акций не означает контроля над предприятием.
В итоге, даже если белорусское руководство отдаст 50% акций «Белтрансгаза», то оно ничем не рискует. Минск получит в 2007 году сниженные цены на природный газ и сохранит реальный контроль над российским газовым транзитом. Совместное газотранспортное предприятие можно создавать годами. Руководство «Газпрома» может оказаться втянутым в бесконечный процесс «оживления» совместного газотранспортного предприятия.
До 31 декабря 2006 г. осталось меньше трех недель. Минск вполне может пойти на создание декоративного совместного предприятия с «Газпромом» и «продать» России пакет бумаг за несколько миллиардов долларов США.
Однако, не исключен и кризисный вариант.
Стоит отметить, что белорусский президент способен на неординарные политические шаги. В последние дни белорусское руководство активно концентрирует финансовые ресурсы и не торопится к подписанию учредительных документов с «Газпромом». Контракта на поставку газа в 2007 году в республику, как и контракта на транзит, до сих пор не существует. Возможно, А. Лукашенко все-таки рассчитывает, что в случае начала 1 января 2007 года российско - белорусского газового скандала, ему окажет поддержку Европейский Союз и США. В январе 2006 года в похожих условиях массированную информационную и политическую поддержку от Запада получил Киев...
Минск не исключает, что к весне 2007 года Белоруссии все-таки придется перейти на полную оплату российского газа по среднеевропейской цене с учетом транспорта до белорусско-российской границы. В этом случае белорусской экономике будет нанесен тяжелый удар, но она, несмотря на тяжелые потери, ценовой шок выдержит. В любом случае, это будет уже новая глава в российско - белорусских отношениях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.