Рейтинг@Mail.ru
Шахматное противостояние человека и компьютера. Справка - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шахматное противостояние человека и компьютера. Справка

Читать ria.ru в
Дзен
Эра компьютерных шахмат началась в 50-х годах ХХ века с появления первых шахматных программ. В 1968 году шотландский шахматист Дэвид Леви прославился своим пари, согласно которому он не должен был проиграть компьютеру в течение десяти лет.

МОСКВА, 5 дек - РИА Новости. Шахматное противостояние человека и машины начиналось еще в XVIII веке, когда инженер Йохан фон Кемпелен в 1759 году (по другой версии - в 1770) представил изобретенную им шахматную машину при дворе австрийской императрицы Марии Терезии. Машина, окрещенная "Турком", вызвала фурор как в Европе, так и в Соединенных штатах. Известно, что свои партии "Турку" проиграли, например, Бенджамин Франклин и Наполеон Бонапарт. "Турок" надежно хранил свой секрет, так и не раскрыв его, хотя согласно молве, ларчик открывался просто: в недрах машины прятался человек, который и делал за нее ходы.

Эра компьютерных шахмат началась в 50-х годах ХХ века с появления первых шахматных программ. В 1968 году шотландский шахматист Дэвид Леви прославился своим пари, согласно которому он не должен был проиграть компьютеру в течение десяти лет. Леви выиграл пари, победив в 1978-м сильнейшую программу тех лет Chess 4.7, однако уже в следующем году он добился лишь ничьей в поединке с очередной версией программы, а в 1989-м шотландец в выставочном матче и вовсе капитулировал перед машиной Deep Thought.

Впрочем, до уровня чемпиона мира Deep Thought было еще далеко, что с блеском в том же году продемонстрировал Гарри Каспаров, выигравший обе партии противостояния с ней. Причем до этого в активе Каспарова уже был триумфальный сеанс одновременной игры с пятнадцатью компьютерами в Гамбурге в 1985 году, завершившийся с разгромным счетом 15-0 в пользу человека.

Первый в истории проигрыш чемпиона мира компьютеру в партии с обычным контролем времени был зафиксирован в Филадельфии 10 февраля 1996 года, когда Каспаров проиграл первую партию в матче с Deep Blue. Однако в самом матче 13-й чемпион мира одержал верх, выиграв три партии и сведя вничью две.

Состоявшийся в мае следующего года матч-реванш из шести партий остался за компьютерной программой (получившей название Deeper Blue) со счетом 3,5 на 2,5.

В 2003-м Каспаров свел вничью еще два матча с машинами - в феврале с Deep Junior (3-3), а в ноябре - с X3D Fritz (2-2).

Наконец, в июне 2005-го программа Hydra в шести партиях разгромила седьмого на тот момент гроссмейстера мира британца Найджела Шорта со счетом 5,5-0,5.

Что касается соперника Крамника по боннскому матчу, то первая версия "Фрица" была разработана программистами немецкой компании Chessbase в ноябре 1991 года. В мае 1994-го Fritz впервые громко заявил о себе, сражаясь на равных с ведущими гроссмейстерами мира на турнире по быстрым шахматам в Мюнхене и уступив первенство только Каспарову, да и то лишь на тай-брейке.

В мае 1995-го Fritz стал первым чемпионом мира по шахматам среди компьютеров, обыграв в решающем матче Deep Blue. В апреле 1999-го Fritz с большим преимуществом выиграл матч в быстрые шахматы у ведущей шахматистки мира Юдит Полгар (Венгрия) со счетом 5,5-2,5, а в июле того же года заработал себе приставку "Deep", сенсационно выступив на турнире во Франкфурте, где им были повержены Топалов, Леко, Свидлер, Полгар, Лутц, Морозевич и Адамс.

По мнению ряда аналитиков, человек уже практически исчерпал свои возможности в противостоянии с машиной за шахматной доской. С такой точкой зрения до матча компьютера с Крамником солидарны были и букмекеры: авторитетная контора Betandwin оценивала шансы Крамника и Deep Fritz как 5,30 к 1,50.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала