РИМ, 5 дек - РИА Новости, Ольга Гринкруг. Итальянский профессор Марио Скарамелла, находящийся с пятницы в лондонской больнице Университетского колледжа, утверждает, что его отравили полонием, так как он слишком много знал о связях крупных итальянских компаний с КГБ.
"Мне было поручено реконструировать финансовые операции и экономическую стратегию ряда итальянских компаний первостепенной важности, осуществлявших значительные инвестиции на Востоке", - сказал он в интервью газете "Ла Стампа", опубликованном во вторник.
Профессор отказался назвать конкретные компании, заявив, что "это было бы неуместно", и не стал разглашать источники своей информации, сославшись на то, что "дал обещание полиции не разглашать ничего, что имело бы отношение к текущим расследованиям".
"Все, что выяснилось, было описано в тысячах документов, из которых одни представляют огромную ценность, другие - не очень, но все находятся в распоряжении парламентской "комиссии Митрохина", - сказал профессор.
В задачу этой комиссии входило расследование деятельности спецслужб бывшего СССР на территории Италии.
"Если кому-нибудь потребуется найти причины произошедшего, все ответы находятся там", - сказал Скарамелла, который состоял при парламентской "комиссии Митрохина" консультантом.
В интервью, опубликованном во вторник в другой итальянской газете, "Ла Репубблика", Скарамелла отметил: "Все документы, о которых я говорю, находятся в распоряжении комиссии и, соответственно, итальянского парламента".
Итальянские эксперты, ссылаясь на частично опубликованное электронное письмо Скарамеллы его адвокату Серджо Растрелли (Sergio Rastrelli), говорят, что речь может идти о запутанных махинациях, на которые шли итальянские компании, чтобы получить возможность работать в России. В частности, утверждают эксперты, существовала некая австрийская финансовая компания, которую, по сведениям Скарамеллы, в действительности контролировали высокопоставленные чины КГБ.
Тем не менее, полностью этого электронного послания никто, кроме самого Растрелли, не видел.
Римская прокуратура накануне обратилась в Сенат с просьбой предоставить ей все документы, собранные Скарамеллой в рамках деятельности так называемой "комиссии Митрохина". Председателем этой комиссии, работавшей с 2002 по март 2006 года, был сенатор от партии Берлускони "Вперед, Италия!" Паоло Гуццанти. На прошлой неделе были опубликованы расшифровки его телефонных разговоров со Скарамеллой, из которых явствует, что консультант получил от своего шефа задание найти компромат на тогдашнего лидера оппозиции, ныне премьер-министра Романо Проди, доказав его связи с КГБ. В частности, в ходе бесед речь заходила об основанном Проди обществе экономических исследований "Номизма" и его финансовых операциях.
Проди заявил, что намерен подать на Гуццанти и Скарамеллу в суд, как на лиц, "порочащих его достоинство гражданина и представителя государственных институтов".
Сам Скарамелла с пятницы находится в лондонской больнице, так как в его организме был обнаружен полоний-210. В воскресенье в интервью итальянскому телевидению он заявил, что доза полония в его организме "в пять раз превышает смертельную".
Однако врачи больницы Университетского колледжа говорили, что пациент чувствует себя нормально.
В опубликованном во вторник в "Репубблике" интервью Скарамелла пытался объяснить эти расхождения: "Мне сказали, что Литвиненко погиб от дозы полония, которая в сто раз превышала смертельную. Потом мне сказали, что у меня в теле было найдено в двадцать раз меньше полония, нежели было обнаружено в теле Литвиненко. Я самостоятельно произвел приблизительные подсчеты и решил, что у меня доза полония превышает смертельную в пять раз. Теперь мне говорят, что раз симптомов отравления у меня нет, нужно подождать результатов новых анализов. В любом случае, никто не в состоянии сообщить, что со мной будет происходить в будущем".
Между тем, адвокат Скарамеллы Серджо Растрелли заявил во вторник в интервью итальянскому радио, что его подзащитный может быть выписан из больницы Университетского колледжа уже в среду.
Объясняя, чем была вызвана его встреча с Литвиненко 1 ноября - в тот самый день, когда произошло заражение полонием, - Скарамелла сказала, что должен был показать экс-офицеру ФСБ два документа.
"В одном из них содержались общие тревожные сведения. Во втором - множество вызывающих беспокойство, излишне точных деталей относительно плана уничтожения", - заявил он.
Скарамелла заявил, что в списке людей, которых, согласно этому документу, планировалось уничтожить, фигурировали Анна Политковская, Владимир Буковский, сенатор Гуццанти и он сам.
"Мы все обвинялись - в этом, с точки зрения убийц, заключалась наша вина, - в том, что мы "имеем отношение" к Борису Березовскому. Иначе говоря, все жертвы этого плана покушения были с ним связаны. В моем случае, по крайней мере, это была неправда. У меня не было никаких отношений с Березовским, я с ним даже лично не знаком, хотя я и знаю, кто это такой. Насколько мне известно, у сенатора Гуццанти с ним тоже не было отношений", - заявил Скарамелла.
Ранее он говорил, что привлекал Литвиненко в качестве источника, работая в "комиссии Митрохина".
Экс-офицер ФСБ Александр Литвиненко бежал в Лондон в 2000 году, а осенью 2006 года получил британское гражданство. 23 ноября он скончался в больнице лондонского Университетского колледжа. В его организме были найдены следы радиоактивного полония-210. Расследованием смерти Литвиненко занимается антитеррористическое отделение Скотленд-Ярда.