Рейтинг@Mail.ru
Смерть Литвиненко: утечки, версии, домыслы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смерть Литвиненко: утечки, версии, домыслы

Читать ria.ru в
Дзен
Конан-Дойль, Сименон и Ле Карре вместе взятые вряд ли могли бы так туго закрутить пружину сюжета, как это сделала смерть Александра Литвиненко. В понедельник группа из 9 британских следователей получила российские визы, чтобы допросить в Москве людей, одними из последних видевшими этого экс-офицера ФСБ живым и вроде бы здоровым. Сыщиков наверняка встретят черные лимузины российской Генпрокуратуры. Её представители недавно подписали с британскими коллегами меморандум о сотрудничестве, и дело Литвиненко - одна из первых оказий, чтобы объединить опыт, умы и усилия.

Владимир Симонов, политический обозреватель РИА Новости.

Конан-Дойль, Сименон и Ле Карре вместе взятые вряд ли могли бы так туго закрутить пружину сюжета, как это сделала смерть Александра Литвиненко.

В понедельник группа из 9 британских следователей получила российские визы, чтобы допросить в Москве  людей, одними из последних видевшими этого экс-офицера ФСБ живым и вроде бы здоровым. Сыщиков наверняка встретят черные лимузины российской Генпрокуратуры. Её представители недавно подписали с британскими коллегами меморандум о сотрудничестве, и дело Литвиненко - одна из первых оказий, чтобы объединить опыт, умы и усилия.

Трое свидетелей, интересующие Скотланд-Ярд, - это бизнесмены Андрей Луговой, Дмитрий Ковтун и Вячеслав Соколов. Они провели пару часов с Литвиненко в лондонской гостинице «Миллениум» как раз 1 ноября, в тот роковой день, когда его здоровье покатилось под гору. Из троих наибольший интерес для английских сыщиков может представлять, похоже, Луговой. Он также бывший сотрудник ФСБ и в последний месяц четырежды объявлялся в Лондоне, каждый раз встречаясь с будущей жертвой полония-210. К тому же у Лугового немножко барахлит память: то он заявляет газете «Коммерсант», что «абсолютно чист» от радиации, то признается британской «Санди Таймс»: да, следы полония на нем все-таки обнаружены.

Зато память внезапно взыграла и стала творить буквально чудеса со многими людьми в разных частях света.

В Вашингтоне некто Юрий Швец, экс-сотрудник КГБ, уже будто бы раскрыл тайну гибели Литвиненко и посвятил в нее британских сыщиков. «Мне кажется, я знаю имя человека, организовавшего убийство моего друга и причины убийства», - ошарашил Швец корреспондента агентства АП. Вроде бы кое-что знают и Марио Скарамелла, итальянец, промышляющий консультациями по делам спецслужб, и некая русская дама Светлана, обосновавшаяся в Лондоне. Ей Литвиненко почему-то признался не в нежных чувствах, а сразу в намерении сделать десятки тысяч фунтов стерлингов на шантаже больших шишек из ФСБ. Мог бы и помолчать - делиться информацией в таких делах, значит потом делиться кушем.

Британские сыщики явно сталкиваются с феноменом снежного кома. Люди, по разным причинам жаждущие публичности, пускаются в танец на могиле Литвиненко, не дожидаясь, когда беднягу похоронят.

В Москве  дознаватели Скотланд-Ярда рискуют влипнуть в паутину версий, которую пресса плетет, как обезумевший шелковичный червь. Среди них, правда, есть минимум четыре, достойные более внимательного изучения.

Версия № 1: Литвиненко раздобыл контрабандный полоний и хотел, по обыкновению, сделать на нем длинный доллар. В пользу такого предположения говорит тот факт, что 1 ноября он оставил метины радиации во всех местах, где побывал, начиная с офиса Бориса Березовского, но никто из его собеседников не пострадал. К тому же Скарамелла подтверждает: его приятель Литвиненко баловался контрабандой изотопов. Будущая жертва полония существовал в Лондоне на довольно скупые подачки Березовского и, следовательно, остро нуждался в побочных доходах.

Сюда хочется добавить пока непроверенные утечки в британскую прессу результатов патологоанатомического вскрытия. Говорят, сверхмощную дозу облучения, полученную Литвиненко, могло дать только количество полония-210 стоимостью не менее 30 млн евро. Для убийства немножко дороговато.

Версия №2: Литвиненко хотел завязать с Березовским, подумывал о путях отступления и стал представлять угрозу для беглого олигарха. Такая версия содержится в свежем номере газеты «Известия». В самом деле, в последнее время вокруг Березовского сгущались тучи. Меморандум о сотрудничестве, только что подписанный российским замгенпрокурором Александром Звягинцевым с британскими коллегами, не сулил лондонскому сидельцу ничего хорошего. В свою очередь Литвиненко слишком много знал. Он мог дрогнуть, мог обронить что-то насчет своих душевных метаний в случайном разговоре. Как ни печально, мертвый знакомец лучше слишком разговорчивого.

Версия №3: Литвиненко был связан с подпольной лондонской доморощенной лабораторией, где мастерили «грязную» ядерную бомбу для чеченских террористов. Такую догадку высказали российский ядерные эксперты, выступившие в телепрограмме НТВ «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым».

Действительно, припомним два факта. В близких приятелях у Литвиненко ходил Ахмед Закаев, в прошлом командир отряда чеченских боевиков, кого российская прокуратура жаждет видеть в Москве в связи с делами об убийствах и пытках в Чечне. Факт второй: примерно года два назад Березовский оповестил мир, будто чеченские сепаратисты уже раздобыли ядерный чемоданчик, и им не хватает лишь какой-то малости. Такой малостью вполне мог быть полоний-210. Как считают специалисты, это вещество можно использовать для детонации «грязной» ядерной бомбы.

Может быть, Литвиненко перевозил этот компонент детонатора от тех, кто его продал, в тайную лондонскую лабораторию? Курьер смерти поплатился жизнью?

Версия №4: Литвиненко отомстил бывший знакомец по ФСБ, которого он выдал английским спецслужбам. Сюжетами о такого рода частных, не принадлежащих ни к какому ведомству ячейках мстителей из числа отставников и прочих незаслуженно обиженных мастеров темных дел пестрит детективное чтиво и киноэкран.

Но есть железный довод против такой версии: Литвиненко слишком микроскопичен как мишень. Это муха по сравнению с такими слонами предательства, как обитающие в том же Лондоне Гордиевский и Резун, он же Суворов. Все-таки первый был, говорят, заместителем резидента и выдал десятки разведчиков, второй - облил помоями в своем сочинении «Аквариум» десятки оперативников ГРУ. Зачем же начинать с Литвиненко? Причем способом, исключающим всякое продолжение благородной, с чьей-то точки зрения, мести?

Распутывая эту паутину версий, британские сыщики поступят мудро, если последуют сентенции своего шефа, министра внутренних дел Джона Рида. Отвечая на вопрос о версии №5 - а не причастен ли к смерти Литвиненко Кремль? - министр сказал: «Домыслы - это наихудший путь. Как бы нам не пришлось потом краснеть».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала