Марианна Беленькая, политический обозреватель РИА Новости.
Как будет развиваться ситуация в Ливане покажут события ближайших дней. Шиитская «Хезболлах» и христианское Свободное патриотическое движение (СПД) во главе с генералом Мишелем Ауном намерены вывести своих сторонников на улицу с требованиями создания правительства национального единства. Хотя Аун не исключает и возможность того, что будет найден компромисс между оппозицией и правящей коалицией (Движением «14 марта»). Ливанская армия приведена в состояние боевой готовности.
Ситуация по сути тупиковая - очевидно, что любой компромисс будет лишь временным решением. Хотя до сих пор ливанские политики старались сделать все возможное, чтобы политические разногласия не вылились в гражданскую войну и почти год пытались искать компромиссные решения по всем спорным вопросам. Но сейчас возможности для уступок исчерпаны. Оппозиция требует смены премьер-министра, перераспределения мест в правительстве и, возможно, новых выборов, где, как она надеется, сможет получить большинство голосов. В свою очередь, правящую коалицию не устраивает президент Эмиль Лахуд, которого она считает ставленником Сирии. Оппозиция в долгу не остается и обвиняет действующего премьер-министра в сговоре с Израилем и США.
С одной стороны, представляется, что компромисс может быть найден - необходимо лишь подыскать кандидатуры премьер-министра и президента, которые устроили бы и правящую коалицию и оппозицию одновременно. Но, похоже, таких кандидатур в Ливане нет. Да и в любом случае это будет лишь временным решением. Речь идет о переделе власти между различными ливанскими общинами, плюс ко всему Ливан стал ареной столкновений между США и Европой с одной стороны и Сирией и Ираном - с другой. Эти две тенденции во многом независимы друг от друга, но в тоже время внешние процессы оказывают влияние на внутренние.
На самом деле у Ливана существует два выбора - или гражданская война, которая приведет к переделу власти, или смена политической системы. Остальные промежуточные или компромиссные варианты лишь оттягивают неизбежное.
Все правительственные и парламентские коалиции в этой стране построены на очень тонком сочетании интересов различных общин и это парализует Ливан. Неслучайно Таифские соглашения, подписанные в 1989 году и ставившие перед собой цель положить конец гражданской войне в Ливане, предполагали постепенный отказ от учета конфессиональной принадлежности в политической структуре страны. Но до сих пор это не было реализовано.
Конфессиональная система выстраивалась на протяжении нескольких десятилетий, но в современном варианте базируется на переписи населения, которая проводилась в 1932 году. Тогда община христиан-маронитов составляла 28,3% всего населения Ливана, сунниты - 22,5%, шииты - 18,4%, греко-православные - 9,8%, друзы - 6,6%. С тех пор ситуация изменилась, причем явно в пользу шиитской общины, но перепись населения из опасения политических кризисов никто не проводил.
Однако это не спасло Ливан. Политический кризис - превращается в перманентное состояние этой страны. Надежды, которые питали ливанцы после окончания гражданской войны в начале 1990-ых гг. на стабилизацию ситуации оказались призрачными. Относительное равновесие последних лет можно во многом отнести в счет заслуг Рафика Харири - политика и бизнесмена, а также в счет того, что всем политическим группам в Ливане и за его пределами требовалось перегруппировать свои силы. Кроме того, в 1990-ые гг. менялась обстановка не только в Ливане, но и на всем Ближнем Востоке, что также самым прямым образом отражалось на ливанской ситуации. Это был период ожиданий, надежд для всего региона.
Но чуда не произошло. Регион взорвался - в 2000 году на палестинских территориях начинается новая интифада, затем 2003 год - война в Ираке, усиливается давление США на Дамаск и Тегеран, начинается проведение в жизнь доктрины по демократизации Ближнего Востока. Все это отражается на Ливане. И, наконец, в 2005 году в результате акций протеста, начавшихся в Бейруте после убийства бывшего премьер-министра Рафика Харири, ливанскую территорию после многолетнего присутствия покидают сирийские войска. И это становится отмашкой к возможному изменению баланса сил в Ливане, который давно назрел, но сдерживался извне. Сирийцы ушли, еще раньше - в 2000 году из Ливана ушли израильтяне. За этот промежуток значительно усилила свои позиции в стране «Хезболлах», на сегодняшний день являющаяся самой дееспособной группой в стране, что и было продемонстрировано в ходе летней ливано-израильской войны. То, что является силой де-факто, требует закрепления де юре, т.е. не теневой власти, а реальной в правительстве и парламенте. Плюс к этому политические амбиции генерал Ауна, чьи сторонники, уже в христианской общине, гораздо более многочисленны, чем те, кто поддерживает правящую коалицию.
Но готовы ли допустить Париж и Вашингтон новый расклад сил в Ливане, устроит ли их усиление «Хезболлах» и шиитской общины в целом? Это вызывает большие сомнения. А как показывает история Ливана - всегда, за всеми перераспределениями сил в этой стране стояли внешние игроки. Хотя в принципе движение «Хезболлах» сегодня достаточно сильно, чтобы взять власть самостоятельно, не спрашивая ни у кого, особенно при помощи сторонников Ауна. Другой вопрос в том, что ни он, ни шиитские лидеры не захотят получить сомнительную славу поджигателей гражданской войны. И возможно они будут пытаться искать компромиссы, после того как попугают правящую коалицию масштабными акциями протеста. Но никто никогда не знает - во что выльются массовые демонстрации - провокаторов в Ливане хватает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции