Рейтинг@Mail.ru
Материализация призрака - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Материализация призрака

Читать ria.ru в
Дзен
Призрак бродит по Европе. Призрак газового картеля, аналогичного ОПЕК. То, что такого объединения, которое могло бы эффективно влиять на сбытовую и ценовую газовую политику, до сих пор нет, вообще-то удивительно. Ведь структуры рынков очень похожи. И если Саудовская Аравия стала инициатором создания ОПЕК и главным игроком нефтяного картеля, то почему бы России не сыграть подобную же роль в картеле газовом?..

Призрак бродит по Европе. Призрак газового картеля, аналогичного ОПЕК. То, что такого объединения, которое могло бы эффективно влиять на сбытовую и ценовую газовую политику, до сих пор нет, вообще-то удивительно. Ведь структуры  рынков очень похожи. И если Саудовская Аравия стала инициатором создания ОПЕК и главным игроком нефтяного картеля, то почему бы России не сыграть подобную же роль в картеле газовом? Тем более что вместе с Ираном и Катаром мы обеспечиваем более 54% мирового экспорта.

Материализация призрака кажется многим европейским политикам, особенно из Новой Европы, страшным сном. И хотя официальные представители России не подтверждают «картельных» намерений, страх вполне оправдан: весьма жесткие условия поставок могут стать еще жестче. Впрочем, труба - намного более обязательный атрибут для газового рынка, чем для нефтяного. Газ (кроме сжиженного) не зальешь в танкер. Поэтому экспортеры заинтересованы в долгосрочных контрактах не менее потребителей. Вопрос - на каких условиях.

Есть условия (несколько отличные, но типологически схожие), на которых российский газ получают Британия, Франция, Италия и Германия. Они платят сполна. И есть неизбежные преференции для наших соседей, соседей ближайших (СНГ) и соседей отдаленных (Восточная Европа). Неизбежны они хотя бы потому, что России надо платить упомянутым соседям, от Белоруссии до Польши, за транзит и хранение газа. А оттуда, где за транзит платить не надо, трубу опять-таки не унесешь.

Быть или не быть картелю, от навязанных ей Историей преференциальных обязательств Россия стремится избавиться. В этом нет ничего имперского. Напротив,  газ по единой цене для всех (идеальный, конечно, конструкт) с множественными маршрутами доставки - это окончательное прощание с империей. «Привязанные» некогда газовым пояском государства становятся свободными - в смысле свободы выбора.

Но кое-кто не хочет выбирать. Такова Грузия: предложенный уровень цен в 230 долл. за 1000 кубометров ее руководство считает следствием политического давления. «Большая Европа» платит в два раза больше - и отнюдь не только России. Кто давит на нее? Думаю, все-таки не Россия, а ценовая конъюнктура.

В любой сделке - ее масштаб абсолютно неважен, будь то продажа пучка петрушки или поставка миллиона баррелей нефти - непременным элементом является торг. В бизнесе малоконкурентном и даже монополизированном (а экспорт газа - именно такой бизнес) торг (в том числе политический) влияет на цену намного больше, чем, так сказать, объективные факторы. Но есть пределы, за которыми торг принимает весьма уродливые формы.

Ряд украинских политиков вновь продвигают тезис о «голодоморе» начала 30-х как о геноциде украинского народа. Любому человеку, минимально знакомому с историей СССР (а автор этих строк - кандидат исторических наук), очевидно: голод начала 30-х был вызван коллективизацией и в целом крайне неэффективной аграрной политикой советского правительства. Но этнически эта политика (в отличие от переселения горских народов или антиееврейской истерии 40-х) окрашена никак не была - не говоря уже о геноциде. Зачем же выступать в защиту откровенного абсурда? Ответ на самом деле очевиден: поторговаться. В том числе за газ, конечно.

А Латвия, еще несколько лет назад попрекавшая Россию «экономическим империализмом»? Сей странный термин расшифровывался просто: значительный пакет акций нефтеналивного терминала Вентспилс «Транснефть» была готова купить по одной цене, а его латвийские владельцы называли сумму значительно большую.

А Польша, выступающая категорически против строительства североевропейского газопровода? Разве ей кто-нибудь угрожает? Может быть, кто-то отнимает газ у краковских старушек или гданьских судоверфей? Нет же, польская элита попросту хочет с выгодой «сидеть на трубе». И этим желанием заражается население. Достаточно почитать материалы форума в Wirtualna Polska, переведенные и опубликованные «ИноСМИ.Ру». Давно ли Вы слышали о том, что в 1610 году поляки уже были в Москве, а вообще-то москалей надо гнать до Урала, чтобы они, убегая, испражнялись самогоном (даже перевод этого пассажа, кстати, я серьезно смягчил - интересно, каким он был в оригинале)? Столько злобы и ненависти к России Вы не найдете больше нигде.

Логика на самом деле элементарна: платишь больше (поставляешь намного дешевле среднерыночной цены, щедро добавляешь за транзит и прочее - много прочего!) - никакой ты не империалист и не агрессор, а надежный деловой партнер. Россия долгое время была вынуждена этой логике следовать. Кажется, достаточно. Главное - попросту не реагировать на истерические кампании, за которыми стоят вполне определенные экономические интересы. Через несколько лет диалог вынужденно станет содержательным и ясным. И он будет вестись о вещах предметных. О цене.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала