Сергей Кортунов, Председатель Комитета внешнеполитического планирования, РИА Новости.
Три месяца спустя после терактов в Вашингтоне и Нью-Йорке Госдепартамент США уведомил МИД РФ о намерении американской стороны выйти из Договора по ПРО 1972 года. И через полгода действие Договора было прекращено.
Реакция Москвы на прекращение действия Договора была чрезвычайно вялой. Никто из высших руководителей России тогда не пояснил, каковы наши представления относительно будущего всего международного контроля над ядерными вооружениями, который в результате односторонних шагов США подвергался стремительной эрозии.
А 26 мая 2002 г., президенты России и США подписали довольно странный Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП). Специалистам в области национальной безопасности стало ясно, что двусторонний, а возможно, и многосторонний контроль над ядерными вооружениями в прежнем его понимании стал отныне памятником истории. Подобное развитие событий диктовало необходимость перехода к самостоятельной национальной ядерной стратегии.
Сегодня, как и четыре года назад, не подлежит сомнению, что администрация США не намерена связывать себе руки какими бы то ни было соглашениями по вопросам ограничения и сокращения вооружений. В военной политике США происходят заметные перемены по причинам более глубинным, нежели необходимость борьбы с международным терроризмом. Давно забыты не ратифицированные ими Договоры СНВ-2 и ДВЗЯИ (о ядерных испытаниях). Резко (почти на 100 млрд. долл.) увеличен бюджет Пентагона. Принята новая ядерная доктрина, предусматривающая модернизацию стратегических наступательных вооружений, создание проникающих ядерных боезарядов малой мощности, которые допускается применять в сочетании с высокоточным обычным оружием, а также возможность использования ядерного оружия против неядерных государств.
По оценкам ряда российских экспертов, изменения военной политики Вашингтона не представляют непосредственной угрозы для национальной безопасности России, во всяком случае, на ближайшие 10-15 лет, до реального развертывания американцами стратегической системы ПРО.
Однако эти изменения, прежде всего прекращение действия Договора по ПРО, ставят под сомнение международный режим контроля над вооружениями, могут вызвать новый виток гонки вооружений.
Очевидно и то, что сделанные американцами шаги относятся к разряду стратегических и потому требуют от России стратегических решений относительно собственной ядерной политики. Беспрецедентные по масштабам террористические акты и меняющиеся приоритеты угроз ведут, если судить по новой ядерной доктрине США, к снижению порога применения ядерного оружия с возникновением возможности плохо контролируемой эскалации. Этому же способствует дальнейшее распространение ОМУ и средств его доставки, а также возрастающая региональная нестабильность.
В особенность сегодняшнего периода заключается в непредсказуемости развития военно-политической обстановки в мире. США продолжают модернизировать свои ядерные силы и сохраняют способность к их быстрому наращиванию; при этом вопрос о заключении с Россией новых юридически обязывающих и контролируемых договоренностей о необратимых сокращениях СНВ на данном этапе, по существу, снят с повестки дня.
Накопленный в Соединенных Штатах технологический задел и результаты натурных испытаний отдельных компонентов ПРО свидетельствуют о возможности уже в среднесрочной перспективе развернуть вполне работоспособную ограниченную систему борьбы с ракетами, плотность которой можно будет в дальнейшем постоянно наращивать.
Исходя из этого, у России не остается другого выбора, кроме как оставаться в обозримой перспективе (по крайней мере, в течение 15-20 лет) мощной ядерной державой. Действующие же до недавнего времени планы развития российских СЯС, с одной стороны, были рассчитаны на вступление в силу Договора СНВ-2 и сохранение Договора по ПРО, а с другой стороны, ориентированы на их превращение в подобие американской «триады» с усилением вклада морской и авиационной составляющих в ущерб наземной группировке МБР.
В новой стратегической ситуации стал необходимым безотлагательный пересмотр российских планов в области СЯС в сторону максимального продления сроков эксплуатации наземной группировки МБР, поддержания планируемого боевого состава морской части «триады», а также авиационной составляющей, способной решать как ядерные, так и неядерные задачи. Ни с военной, ни с экономической точки зрения было неоправданным сохранение старых планов, разрабатывавшихся для качественно иной обстановки.
Можно лишь догадываться о том, что все эти коррективы уже внесены в национальную ядерную стратегию. Уверенный тон Послания Президента РФ дает основания для подобной догадки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции