Рейтинг@Mail.ru
Хроника грузино-осетинского конфликта - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хроника грузино-осетинского конфликта

Читать ria.ru в
Дзен
В январе 1991 года между Грузией и Южной Осетией начались активные военные действия, приведшие к многочисленным жертвам с обеих сторон. Военные действия между Грузией и Южной Осетией в 1990-1992 годах завершились введением миротворческих сил в зону конфликта. С 1994 года начались переговоры по урегулированию конфликта.
К материалу В Южной Осетии пройдут выборы президента и референдум о независимости

В январе 1991 года между Грузией и Южной Осетией начались активные военные действия, приведшие к многочисленным жертвам с обеих сторон.

Военные действия между Грузией и Южной Осетией в 1990-1992 годах  завершились введением миротворческих сил в зону конфликта. С 1994 года начались переговоры по урегулированию конфликта. 16 мая 1996 года в Москве подписан Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами. Состоялось несколько встреч президентов Грузии и Южной Осетии Э.Шеварднадзе и Л.Чибирова, на которых обсуждались пути урегулирования конфликта. Россия является посредником в переговорном процессе. 23 декабря 2000 года подписано российско-грузинское межправительственное Соглашение о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и в возвращении беженцев. В апреле 2001 года в Южной Осетии состоялся референдум по внесению изменений в Конституцию республики, проведение которого руководство Грузии считает незаконным.

22 декабря 2001 года миссия ОБСЕ в Грузии и Еврокомиссия подписали соглашение о выделении гранта в размере 210 тысяч евро на мероприятия по урегулировании грузино-осетинского конфликта. Еврокомиссия приняла активное участие в программе по сбору и уничтожению оружия в зоне конфликта.

14-17 октября 2003 года в пригороде Гааги (Нидерланды) прошла 10-я встреча экспертных групп полномочных делегаций сторон в рамках переговорного процесса по урегулированию грузино-осетинского конфликта. В консультациях приняли участие представители Республики Северная Осетия - Алания, нидерландские председатели ОБСЕ, главы миссии ОБСЕ в Грузии,  представители Европейской комиссии. Стороны впервые не смогли подписать итоговый протокол из-за проявившихся разногласий по его содержанию.

31 мая 2004 года командующий Смешанными силами миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта Святослав Набдзоров выступил с заявлением о намерении ликвидировать блок-посты МВД Грузии, установленные вдоль автотрассы Гори - Цхинвали, согласно официальному Тбилиси, с целью пресечения транспортировки контрабандных грузов.

1 июня 2004 года МИД России сделал три заявления по поводу ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта. Российское внешнеполитическое ведомство призвало власти Грузии осознать опасность провокаций в этом районе.

2 июня 2004 года на встрече сопредседателей Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта представители Тбилиси и Цхинвали договорились не прибегать к мерам силового и экономического давления друг на друга.

3 июня 2004 года Грузия направила в Цхинвальский регион 20 вагонов с танками и бронемашинами, несколько установок «Град» и 350 миротворцев. Грузия в Цхинвальском регионе располагала 150 военнослужащими, вооруженными стрелковым оружием. Всего в зоне конфликта Грузия может иметь 500 военнослужащих с ограниченным количеством тяжелой техники, отметили в Минобороны страны.

28 июня 2004 года трое сотрудников МГБ Грузии были задержаны по подозрению в проведении диверсионно-террористических акций в Южной Осетии. После этого Грузия отказалась участвовать в заседании Смешанной контрольной комиссии по урегулированию в Южной Осетии, которое планировалось провести в Москве 30 июня. 3 июля представители грузинских спецслужб были освобождены. Грузия заявила о намерении продолжить работу в рамках комиссии.

30 июня 2004 года российские миротворцы подверглись нападению со стороны подразделения грузинского МВД. В этой связи МИД России призвал Тбилиси «не доводить ситуацию в Южной Осетии до опасной черты». В Москве «не вызывает сомнения, что насильственный захват военного имущества осознанно направлен на дальнейшее обострение обстановки в Южной Осетии и подрыв российско-грузинских отношений», заявили в российском внешнеполитическом ведомстве.

Обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта обострилась 8 июля 2004 года в связи с вооруженным столкновением в Лиахвском ущелье Южной Осетии. По поступившим из Тбилиси данным, двое грузинских миротворцев ранены, один похищен. 8-9 июля в Цхинвали прошли переговоры по урегулированию грузино-осетинского конфликта между государственным министром Грузии Георгием Хаиндравой и заместителем командующего сухопутными войсками РФ генерал-лейтенантом Валерием Евневичем. Стороны обсудили вопросы стабилизации ситуации вокруг Южной Осетии.

Достигнута договоренность об освобождении задержанных в Южной Осетии военнослужащих внутренних войск Грузии. 11 июля в Цхинвали прошла встреча главы непризнанной Республики Южная Осетия Эдуарда Кокойты с послом по особым поручениям МИД РФ Львом Мироновым. Обсужден вопрос подготовки и проведения заседания Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию ситуации в Южной Осетии. В тот же день в Цхинвали прошла рабочая встреча сопредседателей СКК с участием министра по особым поручениям Южной Осетии Бориса Чочиева и представителя правительства Северной Осетии Теймураза Кусова. Стороны договорились прекратить все провокационные действия в зоне грузино-осетинского конфликта. В частности, конфликтующие стороны обещали прекратить стрельбу и снять экономическую блокаду.

14 июля 2004 года в Москве в закрытом режиме прошел первый раунд переговоров на высоком уровне в формате СКК. Стороны выразили понимание, что из зоны конфликта необходимо вывести незаконные вооруженные формирования. Был также подтвержден статус миротворцев в зоне конфликта. Секретарь Совета национальной безопасности Грузии Гела Бежуашвили заявил, что решение югоосетинской проблемы он видит в восстановлении территориальной целостности Грузии. 15 июля в ходе второго раунда переговоров участники заседания СКК подписали итоговый документ, призывающий руководителей Тбилиси и Цхинвали не применять силовые действия в решении конфликта. Стороны должны соблюдать все договоренности, достигнутые до этого дня. Все незаконные вооруженные формирования должны быть разоружены, техника должна быть выведена из зоны конфликта. Пункт о гуманитарной помощи стоит в протоколе отдельно: стороны вновь признали, что такие грузы имеют облегченный таможенный режим, как это предписано Дагомысскими соглашениями 1992 года. Стороны договорились, что СКК будет работать на постоянной основе в Цхинвали, а очередное заседание возобновит работу через несколько дней в Тбилиси.

19 июля 2004 года на встрече в Цхинвали представители Грузии, Южной Осетии, Северной Осетии и России приняли решение создать группу в составе секретарей грузинской, юго- и североосетинской частей СКК. 21 июля в Тбилиси прошло первое заседание группы в составе секретарей грузинской, юго- и североосетинской частей СКК и советника российского посольства в Тбилиси. Грузия и Южная Осетия подтвердили приверженность курсу на мирное урегулирование в зоне грузино-югоосетинского конфликта и недопущение эскалации напряженности. 22 июля в Цхинвали на встрече уполномоченных представителей сопредседателей СКК были определены срок начала совместного патрулирования зоны грузино-осетинского конфликта миротворцами и наблюдателями ОБСЕ, а также маршруты проверок.

30 сентября - 2 октября 2004 года в Москве состоялось заседание Смешанной контрольной комиссии (СКК) по грузино-осетинскому урегулированию. Обсуждались перспективы ликвидации кризисной ситуации в Южной Осетии и недопущении ее в будущем, вопросы экономической реабилитации зоны конфликта. Была организована рабочая группа по выработке решений о выводе незаконных формирований, снятии незаконных постов и выставлении новых постов миротворцев.

5 ноября 2004 года в Сочи прошли переговоры между премьер-министром Грузии З.Жванией и руководителем Южной Осетии Э.Кокойты. Переговоры проходили при посредничестве МИД РФ, который представлял первый заместитель министра Валерий Лощинин. Стороны договорились о полной демилитаризации зоны грузино-югоосетинского конфликта. 13 ноября на встрече госминистра Грузии Г.Хаиндрава с министром по особым делам правительства Южной Осетии Б.Чочиевым была достигнута договоренность о ликвидации блиндажей и других строений военного назначения. 15 ноября в зоне грузино-осетинского конфликта начался процесс ликвидации военно-инженерных строений.

18-19 ноября 2004 года во Владикавказе состоялось заседание СКК. Участники заседания рассмотрели ход выполнения договоренностей, достигнутых при российском посредничестве на встрече премьер-министра Грузии 3ураба Жвания и президента непризнанной республики Южная Осетия Эдуарда Кокойты в Сочи 5 ноября. Выступивший на заседании СКК президент Республики Северная Осетия-Алания Александр Дзасохов поддержал идею Жвания и Кокойты об образовании зоны экономического благоприятствования, предложив включить в нее Алагирский район Северной Осетии, Южную Осетию и Горийский район Грузии.

26 января 2005 года на  заседании ПАСЕ в Страсбурге президент Грузии Михаил Саакашвили озвучил мирные инициативы в отношении Южной Осетии. В соответствии с ними, Южной Осетии предложен широкий автономный статус в составе единого грузинского государства. Инициативы Саакашвили в телефонном разговоре 15 февраля поддержал президент США Дж.Буш. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, комментируя инициативы Саакашвили, заявил, что «Южная Осетия - давно уже независимая республика», и о создании единого с Грузией государства речи быть не может.

11 марта 2005 года Михаил Саакашвили заявил на брифинге, что не намерен долго ждать отклика Цхинвали на мирные инициативы Грузии по статусу Южной Осетии. Саакашвили отметил, что отдельно взятые представители цхинвальских властей приветствуют грузинские инициативы, но решения принять не могут. По его словам, цхинвальский регион и Абхазия «никогда не станут частью пусть даже бывшей империи». «Это - наши люди, наша территория, которая называется Грузия, и никогда по-другому называться не будет», - сказал Саакашвили.

16-17 марта 2005 года на встрече в Москве сопредседателей Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта обсуждались вопросы демилитаризации зоны конфликта в рамках достигнутых в Сочи в ноябре 2004 года договоренностей. В работе заседания приняли участие делегации от России, Грузии, Северной Осетии - Алании и Южной Осетии.

20-21 июня 2005 года в Москве прошло экстренное заседание Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-южноосетинского конфликта. В ходе заседания стороны должны были подписать протокол о взаимодействии правоохранительных органов в зоне конфликта. Однако был подписан только протокол, согласно которому были созданы группы по расследованию инцидентов, произошедших в зоне грузино-осетинского конфликта 29 мая и 6 июня (убийство 4 осетинских и 1 грузинского военнослужащего, исчезновение 4 грузин).
10 июля 2005 года в Батуми состоялась международная конференция по вопросу урегулирования грузино-осетинского конфликта. Представители Южной Осетии отказались принять участие в конференции. На конференции президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что Грузия готова предоставить Южной Осетии полную автономию и также готова в соответствии с этим изменить конституцию страны. Саакашвили, в частности, сообщил, что инициированный им план урегулирования конфликта с Южной Осетией - поэтапный, и для его реализации потребуется немалое время. По его словам, в плане учтены все пожелания, которые на разных этапах озвучивали представители руководства Южной Осетии. Непризнанная республика Южная Осетия не согласна на предложения Саакашвили об автономии в составе Грузии.

11 октября 2005 года парламент Грузии принял постановление «О ходе миротворческих операций и ситуации в конфликтных зонах Грузии». Согласно
документу, российские миротворцы, дислоцированные в зоне грузино-осетинского конфликта, до 1 февраля 2006 года должны обеспечить выполнение соглашений, заключенных сторонами. В противном случае с 15 февраля 2006 года парламент Грузии начнет процедуру по выходу из Дагомысского соглашения 1992 года и потребует вывода российских миротворцев.

8 декабря 2005 года - чрезвычайное заседание СКК в связи с резким обострением обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта. Заседание было посвящено анализу причин, вызвавших всплеск напряженности в зоне конфликта, и выработке мер, направленных на обеспечение мирного хода грузино-осетинского урегулирования. В заседании принимал участие руководитель российской части комиссии, посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин.

15 февраля 2006 года парламент Грузии принял постановление, предусматривающее прекращение миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта. Действия России в регионе в этом документе расценивались как «интервенция».

31 мая 2006 года была проведена ротация российских войск в составе Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта.
Ротация российских военных проходила через Рокский тоннель, который Грузия не контролирует. Официальный Тбилиси счел действия российской стороны вызовом в свой адрес. Власти страны заявили, что под видом ротации Россия вводит в регион дополнительные войска.

16 июля 2006 года грузинская полиция задержала машину руководителей смешанной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Их обыскали и на несколько часов конфисковали вещи. Из-за этого инцидента заседание комиссии решено было перенести на сутки.

18 июля 2006 года парламент Грузии принял постановление о немедленном выводе российских миротворцев с территории страны.

27 сентября 2006 года грузинские спецслужбы задержали четырех российских офицеров, работающих в ГРВЗ. Арестованных военных Тбилиси
обвинил в шпионаже.

12 ноября 2006 в Южной Осетии должен пройти референдум о независимости. В тот же день пройдут и выборы президента республики. На референдум вынесен следующий вопрос: «Согласны ли Вы с тем, чтобы республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?». Решение о проведении референдума принято на основании заключения Центральной избирательной комиссии республики и постановления президиума Верховного суда в соответствии с конституцией Южной Осетии.

Все справки>>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала