Петр Гончаров, политический обозреватель "РИА Новости".
На президентских выборах в Таджикистане победил ныне действующий президент республики Эмомали Рахмонов. По предварительным данным, за Рахмонова проголосовало 79,3% зарегистрированных избирателей. На фоне результатов своих конкурентов - кандидат от Компартии (5,1% голосов), от Партии экономических реформ (6,2%), от Социал-демократической партии (2,8%) и от Аграрной партии (5,3%) - Рахмонов победил с явным преимуществом.
Впрочем, оппозиция белое полотенце выбросила еще до выборов, отказавшись от выдвижения единого кандидата. Так что загодя было известно, что выбор президента в республике предопределен. Последовавшее заявление лидера оппозиционной Социал-демократической партии Рахматулло Зойирова о том, что результаты выборов были якобы спущены ЦИКу сверху, а сами избирательные комиссии были хорошо подготовлены, чтобы придать выборам видимость демократии - ход, в общем-то, стандартный для подобных ситуаций. Что же касается наблюдателей от ОБСЕ, то им пришлось констатировать очевидное - выборы в Таджикистане прошли в отсутствие конкурентной борьбы.
Это действительно так. Но вместе с тем следует признать, что и Рахмонову в Таджикистане сегодня есть чем побеждать. Достаточно вспомнить, в каких условиях и при каких обстоятельствах Рахмонов впервые стал президентом Таджикистана в 1994 году, будучи единым кандидатом от Народного фронта.
На всем постсоветском пространстве из числа бывших союзных республик судьба Таджикистана сложилась наиболее драматично. Сразу же после развала Советского Союза в республике началась гражданская война. И хотя Договор о национальном согласии был подписан в 1996, боевые действия продолжились фактически до 1999 года. По большому счету, эти годы в Таджикистане можно было смело назвать «большой смутой», пережившей и исламскую революцию, несколько вооруженных мятежей и в целом - далеко не простое противостояние Народного фронта с Объединенной оппозицией Таджикистана. Все это, конечно, закончилось национальным согласием, но ценою полнейшей разрухи, фактического экономического коллапса.
Тем не менее, в 1999 году уже была уверенность в том, что республика от гражданской войны окончательно повернулась к национальному согласию, сохранив территориальную целостность. Немалая заслуга в этом, по общему мнению, в республике, принадлежала Рахмонову.
О Таджикистане в последнее время стали говорить вдруг как о республике с «достаточно стабильной и прогнозируемой на перспективу ситуацией». Такая оценка, как известно, является главным условием для создания приемлемого инвестиционного фона. Рахмонов, по мнению экспертов, умело проводит политику сотрудничества с традиционными партнерами и соседями Таджикистана - Россией, Ираном, Китаем, Индией. Лидером выступает Россия, инвестировавшая в таджикскую экономику только в 2006 году 400 млн долларов. В перспективе же на ближайшие пять лет инвестиции России могут составить 2,5 млрд долларов США. При этом Рахмонов успевает получать гранты и от западных партнеров, и в первую очередь от США.
Вообще, сегодня о Рахмонове говорят как о зрелом политике, особенно в сфере внешней политики. Его концепция многовекторности в отношениях с «сильными мира сего» стала, можно сказать, эталоном в центрально-азиатском регионе. Рахмонов не стесняется и не боится чуть ли не откровенной торговли с Вашингтоном по поводу военной базы США на постоянной основе в Таджикистане, прекрасно понимая более чем ревностное отношение к этому вопросу со стороны Москвы. И таких примеров за последние годы «первой семилетки» Рахмонова много. Но главное другое.
В 1999 году в Конституцию Таджикистана были внесены поправки, которые и позволили Рахмонову выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах еще на два семилетних срока. К этому можно по-разному относиться, но очевидным остается факт, что на сегодняшний день Эмомали Рахмонов - это действительно лидер страны, достойных оппонентов ему со стороны оппозиции нет, и в ближайшей перспективе вряд ли появятся. Скорее всего, по той простой причине, что потенциально возможные лидеры находятся в стане Рахмонова, а оппозиции, откровенно говоря, на сегодняшний день, кроме обвинений существующего режима в коррупции, в своей программе просто нечего выдвинуть.
Но выборы, выигранные сегодня Эмомали Рахмоновым, каким бы хорошим президентом он ни был, последние. Скорее всего, очередные семь лет пройдут под знаком выбора (или подбора) преемника. Эта задача для Рахмонова может оказаться не менее сложной, чем предыдущая - стать президентом. Сейчас, например, трудно сказать, будет ли поддержка преемника Рахмонова со стороны населения такой же однозначной. Так что в Москве, отмечают эксперты, к проблеме «преемник» относятся более чем серьезно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.