Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
День народного единства (4 ноября) миновал, оставив множество вопросов. Со стороны националистических организаций никаких серьезных провокаций, которых так опасались и власти, и просто жители российских городов, особенно Москвы, не было. Но с другой стороны - это совсем не означает, что их не могло быть, и что шумиха в российских СМИ накануне 4 ноября была беспочвенной.
Как сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах столицы, они не исключают, что все-таки готовилась провокация. Во дворах нескольких жилых домов на Комсомольском проспекте были обнаружены заранее заготовленные запасы камней и палок. Кого же благодарить за то, что провокаций не было - власти, милицию или представителей самих националистских организаций, которые не пошли на открытые столкновения?
Формально в Москве «Русский марш», запрещенный городскими властями, не состоялся. Но, тем не менее, в реальности он был. Его участники пришли на санкционированный митинг партии «Народная воля» Сергея Бабурина. И на пути к месту проведения митинга и на самом митинге, как отмечают наблюдавшие за мероприятием журналисты, звучали националистические лозунги. Там, по оценкам СМИ, собралось примерно 2-3 тысячи человек. Организаторы считают, что на митинг пришло 5 тысяч. Вне зависимости от того, кто прав, эти цифры уже вызывают опасения. Националистические идеи очевидно находят отклик в сердцах людей.
Кроме того, произошло то, чего опасались правозащитники накануне Дня народного единства. И в Москве и в других городах, где также, несмотря на запрет, прошли мероприятия под лозунгом «Русского марша», их участники приветствовали друг друга вскидыванием правой руки - жестом, ассоциирующимся с традиционным приветствием нацистов в фашистской Германии. Отметим, что на митинг антифашистов в этот же день пришло только 600 человек.
На митингах звучали националистские лозунги. Тем не менее, все участники митинга и в Москве и в Санкт-Петербурге были задержаны с формулировкой «за переход проезжей части в неположенном месте». Запретив «Русский марш», власти лишили себя возможности задержать и обвинить его участников в разжигании межнациональной розни. В итоге их участие в митингах прошло для собравшихся практически безнаказанно. Более того, организаторы мероприятий - «Народная воля» и Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) - инициаторы «Русского марша» довольны результатами акций 4 ноября. Потому что, несмотря на запрет властей, шествия и митинги состоялись по всей России.
Безусловно, можно утешаться тем, что националисты в России оказались расколоты. ДПНИ, выступавшие в качестве организатора «Русского марша», и партия «Народная воля», объединившись на один митинг, в итоге оказались недовольны друг другом. Откололись от «Русского марша» и некоторые его прошлогодние участники, к примеру, Евразийский союз молодежи. Очевидно, что сама идея «русского патриотизма» весьма размыта и толкуется каждым по-своему.
Примечательно, что Евразийский союз молодежи выступил одним из инициаторов «русского марша» на Украине. Там мероприятия проходили под лозунгами демонстрации единства славянских народов и в пику украинским националистическим организациям. Парадокс в том, что те, кто оказался в националистическом лагере в России, за ее пределами выступает за защиту прав русского народа или в целом русскоязычного населения.
Но ведь это - позиция российского государства. То есть то, что за пределами страны выглядит защитой национальных интересов, дома оборачивается националистическими лозунгами. Как найти баланс - непонятно. А тем временем организаторы «Русского марша» заявляют, что число их сторонников растет, и их время еще придет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции