7 ноября на Первом канале состоится всемирная премьера последнего фильма Сергея Бондарчука "Тихий Дон". О картине говорят уже очень давно, и тем пристальнее будет внимание к ней.
Вспоминая историю создания фильма, начать нужно с того, что в 1989-1990 годах Бондарчук работал над ним совместно с итальянским продюсером Энцо Рисполи. Отсняв весь материал, режиссер намеревался приступить к монтажу. После передачи пленки в студию перед Сергеем Федоровичем просто захлопнулись двери: больше его не допускали к пленке. Через некоторое время продюсеры объявили себя банкротами, а фильм, не смонтированный, достался итальянскому банку в качестве компенсации. На долгое время в России о существовании этого фильма просто забыли. Кроме того, на режиссера так повлияла сложившаяся ситуация, что он просто угас. Как рассказывала в интервью Ирина Скобцева, супруга Бондарчука, во многом это приблизило его смерть...
Как выяснилось позже, продюсер Энцо Рисполи и его компания International Cinema Company одновременно занимались тремя фильмами: "Тамерлан", "Чингисхан" и "Тихий Дон". Из трех проектов лишь один, "Тихий Дон", был доведен до конца. Предполагалось, что будет 3-4 часовой художественный фильм и телевизионный сериал из 10 частей. Но увы...
Лишь спустя 13 лет поисков, при поддержке Министерства культуры России, Министерства иностранных дел России, киноконцерна "Мосфильм", а также ряда деятелей российской культуры, материалы фильма "Тихий Дон" наконец вернулись в Россию.
Работу над картиной продолжил сын Сергея Федоровича, Федор Бондарчук. По его словам, фильм удалось закончить по сохранившимся записям и заметкам, кроме того, несколько сцен были смонтированы изначально.
В работе было много сложностей. "Время очень изменилось, - рассказал Федор в своем комментарии для сайта РИА Новости. - Поэтому приходилось что-то доснимать, выстраивать сцены, пробивая их закадровым голосом. И каждый раз, когда возникала проблема принятия решения, я ощущал страшный дискомфорт. А потом, представляете себе, вам приходит материал Шолохова на английском языке, который планируется показывать на родине писателя, где обожают его книгу и помнят фильм Герасимова. И как к нему подступиться..."
Кроме того, фильм исходно был рассчитан на аудиторию, которая прекрасно знает книгу - в нынешнем обществе приходится исходить от обратного. Таким образом, возникла необходимость в объяснении отдельных сцен, закадровом тексте. Роль "от автора" была предложена Никите Михалкову.
В том случае, когда фильм снимается одним режиссером, а монтируется и доводится до финала другим, всегда есть опасность, что исходная задумка изменится. Насколько бы не были близки два создателя, идентичного видения достичь практически невозможно. Тем не менее, как отметил Федор Бондарчук, режиссерская манера его и отца во многом похожи: "В крови и на подсознании заложено некое ощущение того, как должен выглядеть тот или иной кадр, та или иная сцена. Конечно, в случае с "Тихим Доном" проблема принятия решения стояла для меня очень остро. Потому что, с одной стороны, был материал, отснятый отцом, а не мною. А с другой - надо было монтировать конкретную историю и от каких-то вещей приходилось отказываться". Тем не менее, по словам Федора, все сцены, смонтированные отцом, вошли в фильм полностью.
Съемки проходили в станице Вешенская, на Дону, кроме того, местные жители активно принимали участие в процессе (настолько активно, что чуть не сорвали его).
Современного зрителя может удивить подбор актеров: во-первых, в главных ролях снялись иностранцы. Григория Мелехова играет англичанин Руперт Эверетт, а Аксинью - француженка Дельфин Форест. Российские актеры заняты в ролях второго плана. Тем не менее, актерский состав, в общем, впечатляет: Ирина Скобцева, Мюррей Абрахам, Наталья Андрейченко, Владимир Гостюхин, Елена Бондарчук...
Руперт Эверетт, комментируя выбор режиссера, отмечал: "У нас нет ничего общего. Я был, вероятно, самым странным выбором для этой роли. Я понимаю, что это роль-мечта для любого актера, но это в то же время и кошмарная роль. Прочитав роман, причем не один раз, я все равно смог приблизиться к этой роли очень ограниченно".
Безусловно, неизбежно будут сравнения с оригинальным фильмом Герасимова, да и "переиграть" в сознании зрителей, например Элину Быстрицкую, даже самым лучшим зарубежным актерам будет сложно. Прежде всего, пожалуй, потому, что они неизбежно далеки от понимания России. Какой бы талантливой ни была актриса Дельфин Форест, редко кто сможет поверить, что она выросла в казачьей станице, как верили Быстрицкой. Скорее всего "зарубежность" фильма будет сглажена российскими актерами - не зря Бондарчук отказался, когда продюсеры предлагали ему снимать картину, взяв на роли только иностранцев. Режиссер был убежден, что лучше русских никто не сможет это сыграть.
Тем не менее, уместней смотреть картину, исходя из того, что это, в первую очередь, детище одного из ярчайших российских режиссеров, который создавал фильм прежде всего для родной страны. Вне сомнения, Сергей Федорович глубоко чувствовал книгу и, снимая "Тихий Дон", максимально передавал актерам то отношение к характерам, которое было близко ему, как русскому человеку.
Вера Удовиченко, rian.ru