Обозреватель РИА Новости Татьяна Синицына.
Россия одержала престижную победу, выиграв конкурс на строительство атомной станции в Белене, небольшом болгарском городке на берегу Дуная. «Важнейшая победа, с ней Россия возвращается на европейский рынок строительства атомных станций. Это - принципиальное событие, ибо с советских времен мы ничего не строили в Европе, и теперь - возвращаемся», - заявил руководитель Федерального Агентства по атомной энергии Сергей Кириенко. А если учесть еще и тот факт, что Болгария с 1 января 2007 года становится членом Евросоюза, то сооружение АЭС в Белене обретает статус первой стройки России на территории Евросоюза.
Компания «Атомстройэкспорт» боролась за этот контракт с мощными западными корпорациями, в числе которых - чешская Шкода, японская Тошиба и англо-американский консорциум Вестингауз. Тендер был очень сложным. Болгарская сторона привлекла для технической экспертизы и оценки проектов более 200 экспертов из 8 стран, пригласив такие известные консалтинговые компании, как « «Парсонс» и «Делойт Централ Лимитед». Однако уже на первом этапе выяснилось, что Россия предлагает наиболее приемлемую модель АЭС - самую эффективную в технологическом отношении, максимально безопасную, долговечную (60 лет работы) и к тому же выгодную по цене.
Что же предложила Россия? Лучшее, что у нее есть на сегодня - проект АЭС-92, отвечающий самым высоким требованиям мировых стандартов. Его базой являются 2 реактора ВВЭР-1000 (водо-водяной энергетический реактор 1000 МВт) нового поколения, эволюционно доработанных с использованием современных технологий, обеспечивающих наивысший уровень безопасности, надежности и экономичности.
Проект АЭС «Белене» характеризуется уникальным сочетанием активных и пассивных систем безопасности, что позволяет обеспечивать максимально высокий уровень защиты АЭС. Конструкторы предусмотрели самые «плохие» сценарии возможных ЧП. Например, неожиданное полное обесточивание АЭС, разрыв корпуса реактора и даже падение самолета на здание станции. Особенностью конструкции является двойная защитная оболочка здания реактора - внутренняя стальная и наружная из усиленного железобетона. «Изюминкой» системы безопасности является т.н. ловушка расплава активной зоны - оригинальная идея чисто русского происхождения.
Ничего более совершенного в области атомной энергетики, чем проект «Белене», в мире до сих не возводилось. Но почему же тогда его стоимость ниже, чем у иностранных проектов? Дело в том, что строительная площадка «Белене» не пуста, это - законсервированная стройка, начавшаяся в 1984 году и закрывшаяся в 1991 году по геополитическим причинам, в связи с распадом СССР. К этому моменту было выполнено уже 40% строительных работ, завезено 60% оборудования, в том числе реактор, парогенератор и турбина. Наличие этой базы и сформировало более низкую цену проекта - 2,6 млрд евро (чешский проект - 3 млрд евро).
Дешевизной русского проекта, как «опасным фактом» манипулировала оппозиционная пресса. Например, газета «Банкиръ», не раз устрашала читателей тем, что Россия «подкупает» болгар, преследуя цели политики и энергетической экспансии». Однако, чего сегодня бояться Болгарии, которая уже находится под щитом Евросоюза?
А если говорить об историческом прошлом, то чего уж такого «ужасного» сделала Болгарии Россия? Разве что привила вкус к атомной энергетике, построив на Дунае мощную АЭС «Козлодуй», подготовив в своих вузах болгарские кадры атомщиков. В результате страна не просто обеспечила свою национальную энергетическую безопасность, но и превратилась в державу «мирного атома», стала наряду с помидорами и зеленым горошком экспортировать во многие балканские страны высокотехнологичный энергетический продукт АЭС.
Уже первое экспертное «просеивание» на конкурсе «Белене» выявило двух явных претендентов, в числе которых оказались российская компания «Атомстройэкспорт» и чешская «Шкода-Альянс». После этого тендерная комиссия работала еще в течение 17 месяцев, подробно изучая все тонкости сделанных предложений. По словам Сергея Кириенко, «организаторы вывернули из подрядчиков все возможности наизнанку». В адрес претендентов было направлено 1580 письменных вопросов, прошли согласования по 1840 позициям. В целом российские участники тендера представили 3 тонны документации. Но дело все никак не завершалось. Болгары хотели большего.
В июле этого года министр экономики и энергетики Болгарии Румен Овчаров выдвинул фактический ультиматум «Атомстройэкспорту» и «Шкоде-Альянсу». Фаворитам тендера были выдвинуты новые требования, связанные с модификацией предложений. Болгары добивались невозможного - сокращения сроков строительства АЭС и снижения стоимости работ. Мотивируя тем, что хотели бы видеть на АЭС «Белене» все самое лучшее, что есть в мире, заказчики делали недвусмысленные намеки французским компаниям. Однако европейцы, для которых строительство АЭС, прежде всего - бизнес, не готовы были возвести АЭС по болгарской цене.
Время политического императива прошло, «себе в ущерб» и российские атомщики тоже не хотят строить. Был момент, когда у них возникло ощущение апатии от долгого ожидания решения Софии. Но вот чаша весов все же склонилась в сторону российского проекта.
Строительство первого реактора АЭС «Белене» будет закончено через 5,5 лет. Второй реактор завершат год спустя. В результате Болгария снова обретет энергетическую уверенность на фоне тех негативных переживаний, которые сегодня связаны с выводом из эксплуатации блоков АЭС «Козлодуй», останавливающимся не по техническим причинам, а под политическим давлением Евросоюза. АЭС Белене позволит болгарской казне вернуться к привычной статье экспортного дохода от атомного электричества.
Контракт на строительство АЭС в Белене, безусловно, важнейший акт возвращения России в Европу. В советские времена были построены АЭС в Венгрии, Чехии, Словакии, Финляндии. Но Чернобыльская трагедия, радиофобия, которую она породила, скомпрометировали атомную энергию как таковую, отбросили развитие атомной отрасли. Чтобы сохранить накопленный научно-технологический капитал, страна переориентировалась на атомные стройки в Индии, Китае, Иране. Однако сегодня европейская пауза на рынке атомостроения для России уже преодолена.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции