Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости
Пять стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия (так называемая "иранская шестерка") начали очередной раунд консультаций по проекту резолюции СБ. Вырабатываемый документ предусматривает введение санкций в отношении Ирана в случае его отказа приостановить обогащение урана. Авторами обсуждаемого проекта выступили основные переговорщики с Ираном - Великобритания, Франция и Германия.
Работа по окончательному согласованию "ранее согласованных" позиций, по большому счету, должна была бы быть рутинной. Тем не менее, проект уже успел наделать много шума - еще до того, как начались консультации. Как известно, проблема в том, что среди "шести" есть апологеты немедленных и самых жестких санкций (США), и есть сторонники действий постепенных, шаг за шагом, адекватных ответной реакции с иранской стороны. И те, и другие критикуют проект Лондона, Парижа и Берлина, но с противоположных позиций.
Российские эксперты не рекомендуют ломать переговорный процесс с Ираном по его ядерной программе, который "еще не исчерпал своих возможностей". За этой стандартной формулировкой стоят следующие соображения: нынешний ажиотаж вокруг иранского "ядерного досье" создается, главным образом, усилиями США, выступающих за введение жестких санкций. Объяснение такой политике Вашингтона следует искать там же, в США, где предстоят выборы - промежуточные в Конгресс через неделю и президентские через год. Самое время показать своему избирателю жесткость.
Но еще лучше было бы показать ему успех этой жесткости.
Напомним, новый проект резолюции вновь требует от Тегерана "без дальнейших отлагательств приостановить все работы, связанные с обогащением и переработкой" урана. При этом проект обязывает генерального директора Международного агентства по атомной энергии в течение 30 дней со дня принятия резолюции доложить Совету Безопасности о том, выполнил ли Иран это и другие положения документа.
Реакция же Тегерана на это требование - прежняя: Иран ни при каких условиях не откажется от своих законных прав на создание полного топливного ядерного цикла. Другими словам - от обогащения урана, что никак не вяжется с политикой нынешней администрации США в отношении Ирана. Тупик всех усилий по Ирану был связан с тем, что его слишком долго пытались заставить не делать то, на что он формально имеет полное право.
По мнению директора Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексея Арбатова, США, которым "давно бы перестать морщить нос в сторону Ирана", сами загнали себя в угол в иранском вопросе. К иранской проблеме обогащения урана "надо относиться как к нормальной задаче ограничения и сокращения вооружений". То есть, видимо, как к проблеме заключения правильной сделки.
Вопрос уже не стоит так: будет ли Иран обогащать уран или нет, коль скоро обогащение уже ведется. Процесс, при желании иранской стороны, фактически необратимый. Сейчас вопрос должен быть поставлен по-другому. А именно, в каком объеме, с точки зрения обогащения, следует согласиться с иранской программой. При такой постановке вопроса, считает Арбатов, и возможен долгожданный компромисс: Иран решает для себя вопрос престижа - проблему совершенствования своей ядерной промышленности, а мировое сообщество - проблему озабоченности его программой. Но для этого необходимо, для начала, сохранить сам переговорный процесс, за что, собственно, и выступает ряд стран и, в первую очередь, Россия.
По словам другого российского эксперта-ираниста Владимира Сажина, принимавшего участие в работе международного семинара по иранской ядерной проблеме, организованного Вашингтонским институтом ближневосточной политики, позиция "step by step" ряда европейских стран в отношении Ирана близка к российской. Правда, надо учитывать особенности мышления Великобритании, оно весьма близко к американскому. Идея "step by step", предполагающая смягчение или ужесточение санкций в зависимости от реакции Тегерана в ответ на предыдущие, но при условии необходимости сохранения переговорного процесса, выглядит более актуальной.
По мнению российских экспертов, Совет Безопасности ООН, в том числе Москва, явно поспешил с принятием предыдущей резолюции 1669, во многом идя на поводу у США. И теперь, чтобы сохранить лицо, Совбез, согласно принятой резолюции, вынужден определить меру наказания Ирану, если тот не прекратит обогащение урана.
Будут ли санкции достаточно жесткими, как того требуют США, или более мягкими, что устроит европейцев? Совбез пойдет, скорее всего, на принятие «мягких санкций», ограничившись некоторыми визовыми ограничениями для иранских ответственных лиц и наложением ареста на счета, имеющие отношение к предполагаемым ядерным программам.
Надо напомнить, что жесткие санкции чреваты срывом переговоров. "Мягкие" же санкции похожи скорее на политический сигнал Ирану, в том числе и со стороны России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции