Штормовое предупреждение было объявлено в Петербурге еще в пятницу, а уже в субботу город буквально "накрыло" юбилейным, трехсотым со дня основания города, наводнением.
За последние два десятилетия Нева 15 раз поднималась выше двух метров над ординаром. Сегодня вода превысила критическую двухметровую отметку на 24 сантиметра. Специалисты отмечают, что такой подъем уже относится к категории "опасных".
Однако справедливости ради стоит заметить, что нынешнее юбилейное наводнение отнюдь не самое высокое. Собственный "рекорд затопляемости" Нева побила в 1824 году, тогда высота подъема воды достигла 421 см. Всего за более чем трехсотлетнюю историю существования города вода поднималась выше отметки в 2,5 метра 12 раз.
Последний раз это случилось 30 ноября 1999 года, тогда городу был нанесен ущерб в 50 млн руб. Вода затопила подвалы домов, расположенных вдоль набережных и каналов, в том числе Адмиралтейства, Эрмитажа, а также Русского музея. Сильным ветром с якоря сорвало стоявшую на Неве полномасштабную копию старинного судна и выбросило на набережную. Из-за разгула стихии оказались подтоплены вестибюли 4 станций метро.
Бок о бок со стихией
Каждую осень над Петербургом витает угроза стихийного бедствия. И каждый год, в зависимости от присвоенной степени "опасности", привыкшие к наводнениям спасатели бросаются в бой за сушу, попутно строя песочные баррикады и сооружая плавучие гостиницы. Вода также не отличается оригинальностью и действует по уже заранее намеченному ей плану: вначале Нева подтопляет прибрежные дома, заливая водой низменные районы вроде Васильевского острова, затем пробирается дальше, вглубь города, проникает в темные лабиринты метрополитена, размывает набережные и дороги. Город пытается противостоять этому. Так рождается борьба со стихией.
Первым бороться со стихией начал Петр I. Именно он решил застраховать Васильевский остров от наводнений, перерыв его каналами, как то было сделано в Венеции. Однако план Петра при жизни первого российского императора так и не был осуществлен.
Первый канал был построен при Екатерине II в 1790 году (его строительство длилось 36 лет). Екатерининский канал, нынешний Грибоедовский, был шириной в 8 саженей (то есть около 16 метров) и глубиной в 2 метра. Кутузов получил за него золотую табакерку, осыпанную брильянтами. И, тем не менее, каналы от водной напасти спасали не всегда.
Одно из самых страшных наводнений случилось в Питере в XVIII. Уровень воды превысил ординар на 3,5 метра. Императрица Екатерина II встретила разбушевавшуюся стихию в своей спальне. Вот как она это описала своему постоянному немецкому корреспонденту барону Гриму:
"Началось с того, что в 10 часов вечера с шумом распахнулось окно в моей спальне: пошел небольшой дождь, а вслед за ним с неба посыпались всевозможные предметы: черепицы, железные листы, стекла, вода, град и снег... Я спала очень глубоко, в пять часов утра меня разбудил порыв ветра, и мне пришли сказать, что вода уже у моих дверей. Я сказала - если так, то пошлите снять часовых, которые стоят внизу у дверей".
Позднее, узнав о количестве человеческих жертв, Екатерина посчитала, что много бед произошло из-за нераспорядительности полиции. Она вызвала к себе генерал-полицмейстера Николая Чичерина и, кланяясь ему в пояс, встретила его словами: "Спасибо тебе, Николай Иванович, по милости твоей погибло несколько тысяч моих подданных". Чичерин не вынес этого упрека. С ним случился удар. Через два дня он умер.
Самым разрушительным стало наводнение 1824 года. Именно о нем говорит А.С. Пушкин в "Медном всаднике". Историк А. П. Башуцкий так описывал происходящее: "Люди, застигнутые водою, лезли в окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались на вершинах деревьев, посаженных вокруг бульвара".
Стихия практически полностью уничтожила русский флот. Общее число жертв разные источники оценивают от 600 человек до 14 тыс.
Бой за сушу
Всерьез проблемой наводнений в городе озаботились только после войны 1941-45 г. Ленинградская дамба стала, во многом, последней масштабной советской стройкой и, что символично, осталась незавершенной. Решение о завершении строительства было принято лишь недавно. А между тем - проект действительно уникальный по своему масштабу: вся дамба - это, по сути, западное полукольцо КАД. Как отмечают эксперты, именно это свойство может быть использовано для дальнейшего превращения дамбы в восточный путь, что чрезвычайно важно при увеличении уровня товарооборота и туризма в регионе.
Имеет свои "стихийноустойчивые" особенности и петербургское метро. Во-первых, оно значительно глубже московского. Из-за особенностей почвы тоннели под городом можно рыть только в толще кембрийских глин, то есть на глубине 50-100 м. Во-вторых, только в питерском метро вместо открытых платформ с двух сторон станции могут оказаться раздвижные двери, которые открываются, только когда подходит поезд.
Когда стихия атакует, спуски в метро ограждают мешками с песком. Мешки - защита, конечно, скорее условная, главное препятствие для воды - предусмотренные проектом герметичные створки, перекрывающие вход в питерскую подземку. Кстати, именно мешки с песком спасли питерское метро от затопления в январе 1986 года.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников