182 года назад (1824) официально открыт Малый театр
В середине октября 1824 года газета «Московские ведомости» сообщила, что «в переделанном доме купца Варгина на Петровской площади открывается Императорский театр». А через несколько дней под звуки торжественной увертюры, сочиненной композитором А.Верстовским специально для этого случая, родился «постоянный спутник и друг нашей жизни», как через 100 лет назвал Малый театр К.С.Станиславский. Малый театр официально открыт 26 октября 1824 года; сохранилась программа этого торжественного события. В этот день, помимо увертюры А.Верстовского, было дано новое драматическое представление «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря», сочиненное А.А.Шаховским с балетмейстером Карлом Дидло и одноактный балет композитора Луи Антуана Дюпона, поставленный А.П.Глушковым. Формирование же постоянной драматической труппы в Москве началось еще с 50-х годов XVIII века. В 1757 году при Московском университете был создан театр (с 1759 года - публичный). Актерами театра были учащиеся университетской гимназии для разночинцев, получившие подготовку в специальном классе художеств. С 1760-х годов театр существовал как частная антреприза. В 1776 году на основе бывшей университетской труппы был создан драматический театр, получивший впоследствии (1780) название Петровского. В конце XVIII - начале XIX века труппа театра пополнилась актерами крепостных театров - А.Н.Прусаков, А.И.Баранчеева, С.Ф.Мочалов и другие. В 1805 году пожар уничтожил здание Петровского театра, и труппа вынуждена была играть в различных помещениях. В 1806 году театр стал казенным и вошел в систему императорских театров. В 1815-1824 годах труппа пополнилась новыми актерами. В нее вошли П.С.Мочалов, а также актеры, окончившие Московскую театральную школу; дебютировали приглашенные из провинции М.С.Щепкин, М.Д.Львова-Синецкая. На протяжении XVIII - начала XIX века драматическая труппа работала вместе с оперно-балетной; одни и те же актеры часто выступали в спектаклях различных жанров. 26 октября 1824 года драматические спектакли были перенесены в здание, перестроенное по проекту архитектора О.И.Бове на Петровской площади (с 1829 года - Театральная). В 1824 году появилось и название театра - Малый (в отличие от открытого 6 января 1825 года Большого театра, предназначенного для оперных и балетных спектаклей). С этой даты начинается история Малого театра, ставшего гордостью русской культуры. Малый театр часто называли вторым Московским университетом, настолько сильное влияние он оказывал на духовную жизнь общества. Он стал выразителем демократических общественных идеалов. Здесь впервые были поставлены многие выдающиеся произведения крупнейших русских писателей: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, А.В. Сухово-Кобылина, Л.Н.Толстого, он дал сценическую жизнь всем 47 пьесам великого русского драматурга А.Н.Островского. Малый театр завоевал репутацию подлинной академии актерского мастерства. С 1918 года при Малом театре работает театральная школа (с 1938 года - Театральное училище имени Щепкина). С 1919 года театр стал академическим. В 1929 году перед зданием театра установлен памятник А.Н.Островскому (скульптор Н.А.Андреев). В 1937 году театр был награжден орденом Ленина, в 1974 году - орденом Октябрьской Революции, в 1997 году за сохранение и развитие классического репертуара - международной премией Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В январе 1993 года указом президента РФ утверждено новое название театра - Государственный академический Малый театр России, и за ним закреплен статус особо ценного объекта национального культурного наследия России.
126 лет назад (1880) родился Дмитрий Михайлович Карбышев, военный инженер, генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза
Родился в городе Омске в семье военного чиновника. Окончил Сибирский кадетский корпус, Николаевское военно-инженерное училище в Петербурге, после чего в чине подпоручика был назначен ротным командиром в Восточно-Сибирский саперный батальон в Манчжурии во время русско-японской войны. В составе батальона занимался укреплением позиций, установлением средств связи, наведением мостов. Войну закончил в чине поручика. В 1907 году стал командиром роты саперного батальона, принимавшего участие в перестройке крепостных сооружений Владивостока. В 1911 году с отличием окончил Николаевскую военно-инженерную академию, после чего был направлен в Брест-Литовск, где принимал участие в строительстве фортов Брестской крепости. Во время первой мировой войны воевал в составе 8-й армии генерала Брусилова. В начале 1915 года участвовал в штурме крепости Перемышль, за храбрость и отвагу был награжден орденом св.Анны 2-й степени и произведен в подполковники. В декабре 1917 года Карбышев вступил в Красную гвардию. Сражаясь на стороне большевиков, занимался укреплением позиций в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Украине. В 1923-1926 годах он - председатель Инженерного комитета Главного военно-инженерного управления РККА. С 1926 года преподавал в Военной академии имени М.В.Фрунзе, Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева и в Академии Генштаба. В 1938 году был утвержден в ученом звании профессора. В 1940 году Карбышеву присвоено звание генерал-лейтенанта инженерных войск. В 1939-1940 годах генерал участвовал в советско-финляндской войне. Вырабатывал рекомендации войскам по инженерному обеспечению прорыва линии Маннергейма. В 1941 году защитил диссертацию доктора военных наук. Великая Отечественная война застала Дмитрия Карбышева в городе Гродно (Белоруссия). В августе 1941 года при попытке выйти из окружения Дмитрий Михайлович был тяжело контужен в бою в районе Днепра и в бессознательном состоянии захвачен в плен. С этого времени генерал Карбышев числился как пропавший без вести ( такая отметка была сделана в его «Личном деле» в 1941 году). А после окончания войны данные о самых трагических и тяжелых годах в жизни генерала собирали буквально по крупицам.
Генерал Карбышев погиб 18 февраля 1945 года, два месяца и несколько дней не дожив до Победы. И неизвестно, сколько бы еще пришлось ждать официального обнародования сведений о судьбе Дмитрия Михайловича, если бы не сообщение умирающего майора канадской армии Седдона де Сент-Клера. После освобождения из фашистского плена его направили в лондонский военный госпиталь Брешмот. И когда он почувствовал себя совсем плохо, стал настойчиво просить, чтобы к нему пригласили кого-нибудь из посольства СССР. Вскоре его посетил представитель Комитета по репатриации в Лондоне майор Сорокопуд. Канадец в присутствии священника сказал майору следующее: «Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим священным долгом беспристрастно засвидетельствовать то, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполняю свой долг обыкновенного человека перед памятью Великого Человека. Мне осталось жить совсем недолго, и меня волнует, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической жизни и трагической гибели советского генерала, благодарная память о котором должна жить среди людей...». Показания Сент-Клера подтвердили французские военнопленные Валле и Дедион. Французский историк Мишель де Буар в своей книге «Маутхаузен» исследовал и описал обстоятельства смерти группы военнопленных, среди которых был и Карбышев. Исследование историка совпадает с показанием Седдона де Сент-Клера: «Прибывшие накануне с большим этапом из Заксенхаузена в ночь с 17 на 18 февраля 1945 года были оставлены голыми на апельплаце при температуре 12 градусов мороза, а затем облиты водой; ритм умирания был недостаточно быстрым, тогда эсэсовцы, вооруженные дубинками, учинили бойню, от которой спаслось только 30 человек. Трупы были немедленно отнесены в крематорий». В Народном комиссариате обороны СССР к тому времени было уже почти закончено изучение архивов фашистской Германии, были обобщены показания очевидцев, находившихся в концлагерях вместе с Карбышевым. Советский генерал прошел «Шталаг-324» у польского города Острув-Мазовецки, офицерский лагерь в Замостье, «Офлаг ХIII-Д» в Хаммельбурге, тюрьму гестапо в Берлине, лагерь на пересыльном пункте РОА в Бреслау, Нюрнберг, лагерь уничтожения Флоссенбург, лагерь смерти Майданек, Освенцим-Биркенау, Заксенхаузен и Маутхаузен. В каждом из этих лагерей нацисты старались привлечь Карбышева на свою сторону. Его возили в Берлин, обещали почести и награды. Но на все предложения фашистов генерал непреклонно отвечал: «Родиной я не торгую!». 16 августа 1946 года Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Как записано в указе, это высокое звание присвоено генералу-герою, трагически погибшему в фашистском плену, «за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне». 28 февраля 1948 года главнокомандующий Центральной группой войск генерал-полковник Курасов и начальник инженерных войск ЦГВ генерал-майор Слюнин в присутствии делегаций от войск группы почетного караула, а также правительства Австрийской Республики открыли памятник и мемориальную доску на месте, где фашисты зверски замучили генерала Карбышева на территории бывшего гитлеровского концентрационного лагеря Маутхаузен. В России его имя увековечено в названиях воинских коллективов, кораблей и железнодорожных станций, улиц и бульваров многих городов.
116 лет назад (1890) умер Карло Коллоди, итальянский журналист, писатель, сочинивший сказку о приключениях деревянной куклы - Пиноккио
Карло Коллоди (настоящая фамилия Лоренцини) - участник войны за независимость Италии. Писал рассказы, публицистические очерки, комические сценки, автор учебников грамматики и географии. Всемирную известность получила его детская сказка «Приключения Пиноккио, или история одной марионетки» (впервые была опубликована в июле 1881 года в первом номере еженедельника «Детская газета», вышедшего в Риме). «Приключения Пиноккио» - одна из самых смешных и самых трогательных книг мировой литературы. Деревянного длинноносого Пиноккио, несносного, доброго, буйного, чувствительного, остроумного, глупого как пробка, упрямого как осел, эгоистичного и великодушного, знают во всех странах. Сказка «Приключения Пиноккио» переведена на 87 языков. В России она впервые была опубликована в 1906 году издательством М.О.Вольфа, причем было указано, что перевод сделан с 480-го итальянского издания! В маленьком итальянском городке Коллоди, в честь которого детский писатель Карло Лоренцини взял себе псевдоним, стоит памятник литературному герою, деревянному мальчишке по имени Пиноккио. На памятнике высечена надпись: «Бессмертному Пиноккио - благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет». По мотивам «Приключений Пиноккио» русский писатель Алексей Толстой в 1936 году создал повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино». Из Пиноккио на свет появился остроносый озорник, невоспитанный мальчишка-сорванец, характер которого так пришелся по душе именно русскому читателю, где всегда в цене герой-простак, герой-задира, посрамляющий сильных мира сего. Чего только не придумал Толстой (того, чего не было у Коллоди): и волшебный театр за стеной, и Мальвину, и Пьеро, и пуделя Артемона, и кота Базилио с лисой Алисой, и страну дураков, и поле чудес, где из денежки вырастет дерево с монетами, и продавца пиявок Дуремара, и бой с Карабасом Барабасом в лесу, и массу других интересных вещей.
86 лет назад (1920) СНК издал постановление о продаже за границу русских художественных ценностей
В конце 1917 года в составе Народного комиссариата просвещения были назначены комиссары по охране художественно-исторических памятников и частных коллекций, а министерство императорского двора было преобразовано в Комиссариат исторических имуществ и коллегию по охране памятников при нем. Были национализированы усадьбы (в том числе музеи), дворцы и частные коллекции, имущество религиозных организаций, казенных учреждений, императорской фамилии, отменено право наследования. За этим последовали распоряжения о судьбе имущества эмигрантов, экспроприированных и бесхозных ценностей, об изъятии благородных металлов, денег и разных ценностей, запрещение вывоза предметов особого культурного значения за границу. 5 октября 1918 года появился декрет СНК об учете и охранении памятников искусства, «в чьем бы обладании они ни находились». Один за другим преобразовывались в государственные прежние общественные или частные музеи и коллекции. Существовавшие музейные организации не могли воспринять огромный поток национализированного, экспроприированного и конфискованного. После ряда промежуточных решений в 1920 году создается Государственное хранилище ценностей РСФСР (Гохран), куда в обязательном порядке все учреждения и должностные лица обязаны сдать драгоценности и куда должны стекаться все экспроприированные и конфискованные сокровища. 26 октября 1920 года вышло постановление СНК «О сборе и продаже за границей антикварных вещей» (прежде всего для интересов республики), в котором, в частности, говорилось: «Предложить Наркомвнешторгу организовать сбор антикварных вещей, отобранных Петроградской экспертной комиссией, и установить премию за быстрейшую и выгоднейшую продажу их за границей... Поручить Наркомвнешторгу спешно рассмотреть вопрос о создании аналогичной комиссии в Москве и в случае целесообразности организовать ее». На основании постановления создается Антикварный экспортный фонд, с 1921 года - Государственный фонд ценностей для внешней торговли. Первая массовая экспроприация ценностей для срочной продажи оказалась связанной с церковным имуществом. 2 января 1922 года появляется декрет «О ликвидации церковного имущества». Ленин и Троцкий надеялись выручить сотни миллионов и даже миллиарды рублей. Троцкий писал, что лучше выручить в этом году 50 миллионов рублей, чем надеяться на 75 миллионов на следующий год, ибо на следующий год может произойти мировая пролетарская революция, буржуазия начнет вывозить и продавать ценности, рабочие станут их конфисковывать, и тогда денег нигде уже не будет. Доход от кампании составил 4 миллиона 650 тысяч рублей, на покупку хлеба ушел один миллион, остальные деньги ушли на проведение самой кампании. Следующие десять лет оказались эпохой беспощадной и интенсивной распродажи ценностей не только государственного, но и музейного хранения - последние гораздо выше котировались на антикварных рынках, и власть, перешагивая собственные законы, опустошала национальные хранилища.
7 лет назад (1999) Палата лордов парламента Великобритании приняла решение лишить наследственных лордов права заседать и голосовать в Палате лордов
Парламент Великобритании состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Палата общин - выборный орган из 659 депутатов, избираемых на пять лет по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права. Палата лордов ведет свое происхождение от «Большого Совета», существовавшего в нормандский период истории Англии. В состав «Большого Совета» входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся «баронами». С течением времени «Большой Совет» претерпевал различные изменения, и на его основе была создана палата лордов, члены которой стали именоваться «пэрами» и передавать свой титул и место в палате по наследству. Палата лордов включала 1200 наследственных и пожизненных пэров, лордов-судей по апелляциям и «духовных лордов» - двух архиепископов и 24 епископов англиканской церкви - высшей апелляционной судебной инстанции. В октябре 1999 года правительство Энтони Блэра провело через палату общин закон, направленный на лишение потомственных лордов права заседать в верхней палате. Таким образом, ликвидировано одно из важнейших прав аристократических семей Соединенного Королевства - по наследству принимать участие в управлении государством. В результате лишь 92 потомственных лорда сохранили право участвовать в работе парламента. Кроме того, в верхней палате остаются 500 пожизненных лордов, которым этот титул пожалован за заслуги перед государством или правящей партией.
3 года назад (2003) умер Леонид Алексеевич Филатов, актер, поэт и драматург, народный артист России
Леонид Филатов родился в Казани. В начале 1950-х годов семья Филатовых переехала в Ашхабад, где Леонид учился в школе, занимался в драмкружке. К школьным годам относятся и его первые литературные опыты. В 1965 году Леонид приехал в Москву поступать в ВГИК, но у него не было требуемого трудового стажа и опыта режиссерской работы, и тогда Филатов решил сдавать экзамены на актерский факультет Театрального училища имени Щукина. После окончания училища он стал актером Театра драмы и комедии на Таганке. В 1970-е годы Филатов получил известность в театральных кругах и как автор талантливых пародий. В кино актер дебютировал в 1970 году в фильме М.Захариаса «Город моей любви», но остался практически незамеченным. Все изменилось с выходом на экраны страны фильма «Экипаж» Александра Митты: сыгранная в нем роль Игоря Скворцова прославила Леонида Филатова, и вскоре он становится одним из самых снимаемых советских актеров. Сам Филатов удачными работами считал картины «С вечера до полудня», «Грачи», «Успех», «Избранные». Интересны также его роли в фильмах «Чичерин», «Забытая мелодия для флейты», «Город Зеро». В 1986 году была опубликована знаменитая сказка, написанная Леонидом Филатовым для театра - «Про Федота-стрельца, удалого молодца». В 1990 году Филатов снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей в фильме «Сукины дети», который получил первую премию на фестивале «Кинотавр» в номинации «Кино для всех». В 1993 году вместе с Николаем Губенко, Натальей Сайко, Ниной Шацкой и другими актерами создал свое творческое объединение «Содружество актеров Таганки». Автор пьес «Пестрые люди», «Часы с кукушкой», «Художник из Шервудского леса», песен к спектаклям «Театр Клары Газуль», «Мартин Иден», «Когда-то в Калифорнии», «Геркулес и Авгиевы конюшни». В 1993 году актер перенес инсульт. С 1994 года вел на Первом канале телевидения авторскую программу «Чтобы помнили...», посвященную трагически погибшим и умершим актерам театра и кино бывшего СССР. В 1997 году Леониду Филатову была сделана операция по пересадке почки. После перенесенной операции Леонид Филатов не снимался в кино, не играл в театре, но продолжал свою передачу «Чтобы помнили...» и занимался литературным творчеством. Издательство «ЭКСМО» закупило у Леонида Филатова все, что выходило из-под его пера. В 1998 году вышла его книга «Три апельсина», в 1999 - «Театр Леонида Филатова», в 2002 году - «Голый король» и была закончена стихотворная пьеса «Золушка до и после». Умер Леонид Филатов 26 октября 2003 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. 19 сентября 2006 года на могиле Филатова открыт памятник. Его автор - скульптор Максим Молашенко - изобразил Леонида Филатова стоящим на театральной сцене между двух колонн.