МЕХИКО, 21 окт - РИА Новости, Михаил Белят. В Панаме все готово к проведению в воскресенье общенационального референдума по вопросу модернизации канала, связывающего Тихий и Атлантический океаны, сообщает в субботу Избирательный трибунал Панамы.
В шесть утра в стране откроются 2 тысячи 210 пунктов голосования, на которых 2 миллиона 132 тысячи панамцев, имеющих право голоса, решат, будет ли претворен в жизнь план строительства третьей очереди шлюзов и расширения этого единственного в Западном полушарии межокеанского водного пути, что обойдется стране в $5 миллиардов 250 миллионов и займет не менее четырех лет.
По мнению Администрации Панамского канала, модернизация необходима сейчас, и приступать к ней нужно немедленно. Если не расширить канал для прохождения по нему современных крупнотоннажных судов и не построить дополнительные шлюзы, которые должны сократить очереди на прохождение по нему, то к 2012 году канал окончательно устареет и перестанет отвечать требованиям судоходства и торговли.
"Сейчас Панамским каналом проходят свыше 14 тысяч судов в год, что приносит стране $1,4 миллиарда чистой прибыли, из которой $560 миллионов направляются на социальные проекты правительства. Однако уже сегодня мы теряем едва ли не столько же, сколько получаем из-за того, что канал тесен и недоступен для современных крупнотоннажных судов, а система шлюзов не в состоянии пропустить всех желающих воспользоваться им, и суда вынуждены неделями ожидать своей очереди у обоих входов в канал", - подчеркнул в одном из своих недавних выступлений по национальному радио управляющий Администрацией канала Альберто Алеман (Alberto Aleman).
Министр иностранных дел Панамы Самуэль Левис Наварро (Samuel Lewis Navarro), в свою очередь, полагает, что модернизация канала позволит поднять благосостояние в стране к 2025 году на уровень Голландии.
По официальной статистике, сегодня в Панаме за чертой бедности живут свыше 40% населения.
Тем не менее, планы модернизации Панамского канала насчитывают в стране немало противников.
В минувшую пятницу в столице страны прошла многотысячная манифестация, организованная профсоюзами, оппозиционными политическими партиями и рядом общественных организаций, участники которой требовали отмены планов реконструкции канала. Демонстрация получила название "Красный прилив" по цвету маек, в которые были одеты манифестанты, - в бюллетенях для голосования на референдуме графа "нет" помечена красным цветом.
"Красные" полагают, что средства на модернизацию канала будут изыскиваться за счет резкого сокращения социальных проектов, что приведет к обнищанию населения, а всеми преимуществами реконструкции воспользуется сравнительно немногочисленная группа предпринимателей, связанных с каналом. Кроме того, экологические организации предупреждают, что расширение межокеанского пути приведет к значительному осолонению морской водой озера Гатун - единственного крупного природного резервуара пресной воды на территории Панамы, снабжающего ею столицу и ряд провинций.
Строительство Панамского канала было завершено в 1914 году американцами, которые в 1903 году выкупили все права на него у Франции, начавшей прокладывать межокеанский путь через Панамский перешеек в 1880 году, но через двадцать лет отказавшейся от своих планов по причине банкротства, вызванного масштабными финансовыми аферами. Именно тогда в большинстве европейских языков появился термин "панама", означающий мошенничество в особо крупных размерах, а во всем мире стали носить головные уборы с таким же названием.
Соединенные Штаты за десять лет вложили в строительство канала более $3 миллиардов по ценам начала ХХ века и получили его в бессрочную концессию у вновь образованного независимого государства Панама, отделившегося от Колумбии, которая отказывалась принимать американскую схему управления каналом. Ибо схема эта означала фактическую оккупацию - Зона канала декларировалась территорией США, на нее вводились войска Соединенных Штатов и возводились военные базы, граница Зоны считалась государственной, и несанкционированный переход ее панамцами рассматривался, как преступление. Управлялся Панамский канал американской администрацией, а все доходы от его эксплуатации поступали в казну Соединенных Штатов.
Такое положение сохранялось до 1977 года, когда патриотически настроенный панамский лидер, генерал Омар Торрихос добился от США пересмотра кабальных соглашений по каналу. В соответствии с договором, подписанным между правительством Торрихоса и Вашингтоном, с 1979 года в Зоне канала вводился двадцатилетний переходный период, во время которого он управлялся поочередно американской и панамской администрациями, после чего канал полностью переходил под юрисдикцию и управление Панамы. Это событие произошло 31 декабря 1999 года.