Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
Гибель двух башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке после теракта утром 11 сентября 2001 года часто сравнивали с гибелью «Титаника» в ночь на 15 апреля 1912 года. Сейчас когда, наконец, вышла в свет документальная монография американских журналистов Джима Дуайера и Кевина Флинна «Башни-близнецы» эти две катастрофы можно сравнить и понять, как изменился наш мир: к худшему или к лучшему?
О катастрофе никто не подумал
Башни-близнецы были построены в Нью-Йорке в середине 60-х годов ХХ века и поданы миру и Америке как торжество технической мысли: это были два самых высоких здания на земле! За этим порывом стояли амбиции двух братьев миллиардеров Дэвида и Нельсона Рокфеллеров. При строительстве были использованы новейшие технологии: никакой каменной кладки! В качестве рекламы говорились и такие слова: любая из башен, например, выдержит столкновение с самолетом. Были сделаны даже предварительные расчеты для столь невероятной ситуации. Ответ был утешительный: башня выдержит удар, железная конструкция в огнеупорной обмазке вынесет 4 часа горения, да и обрушение самой башни просто немыслимо.
Однако события развивались совсем не по сценарию.
От удара Боинга отслоилась огнеупорная обмазка и оголила конструкции, система пожаротушения в башнях разом вышла из строя, не заработал ни один из сотен тысяч сплинкеров. «Стукни по нему ботинком!» - кричали в телефон операторы службы спасения. Били и ботинками, и ноутбуками, и вешалками - разбрызгиватели воды молчали. Пылающее горючее разлилось по этажам и пролилось огненными струями вниз, в шахты лифтов. После чего почти все лифты разом отключились, в ловушках оказалось несколько сотен людей (в обеих башнях было 99 скоростных лифтов), это, еще не считая сотни комнат, в которых двери заклинило.
Жадный огонь принялся корежить оголенные конструкции, которые выдержали всего 102 минуты пламени, после чего башни обрушились одна за другой. Причем северная башня, которая получила первый удар Боинга выстояла дольше, чем южная башня, на которую пришелся второй удар. При расследовании выяснилось, что никаких испытаний на жаропрочность не проводилось! Так же никто не предусматривал идею полной эвакуации здания.
Та же недальновидность сопровождала гибель Титаника. Конструктор корабля Томас Эндрюс утверждал, что Титаник непотопляем, даже при прямом столкновении с айсбергом, потому что корабль состоит из изолированных отсеков. Но лед оказался сильнее, ледяной клык разрезал борт корабля с легкостью консервного ножа, который вспарывает жестянку. 6 исполинских отсеков открылись океанской воде, после чего потопление левиафана становится неизбежным.
При расследовании гибели Титаника выяснилось, что вскрытие сразу 6 отсеков никогда не рассматривалось как нечто абсолютное невероятное. Как видим, конструкторы за сто лет не поумнели.
Самолеты, врезавшись в башни, протаранили башни навылет. Пылающий черный тоннель смерти имел высоту в 6 этажей. И хотя макушки обеих башен остались на месте (от удара башни раскачивались около 7 минут) люди, оказавшиеся выше линии удара были обречены: все лифты идущие вниз и все лестницы были оборваны, разрушены и засыпаны завалами в несколько этажей.
Первый Боинг врезался в башню со скоростью 450 миль в час. Те, кто попал в зону удара, погибли мгновенно. Однако те, кто был пока жив, не сразу осознал трагизм своего положения. Сотни несчастных принялись сначала звонить в службу спасения по телефону 911 и спрашивать, что им делать, оставаться на месте или спускаться? Телефонистки (больше часа просто не понимали о чем речь) давали стандартный совет - оставаться на месте и ждать спасателей. Но дым и огонь уже через считанные минуты стали так ужасны, что сотни людей разбив стекла, стали выбрасываться из окон. Первые смертники стали прыгать уже через 2 минуты после тарана. В один миг стена огня охватила 15 верхних этажей башни.
Между тем диспетчеры все еще не понимали в чем дело.
Вот одна из таких записей:
«Звонившая женщина сообщает, что они застряли в лифте. Говорит, что они умирают. Между 84 и 87 этажом. В пожарную часть сообщили - нужен противогаз».
Ужасающая неподготовленность к эвакуации, прежде всего, сказалась в конструкции зданий - вниз вели всего три узких лестницы, (вместо положенных по норме 6-ти лестниц) причем они спускались весьма прихотливо, в нескольких местах одни заканчивались тупиком. Для поиска продолжения требовалось пройти вдоль по этажу и найти среди сотен дверей продолжение спуска.
Дьявол бросает кости
В катастрофе Титаника погибло 1522 человек из 2227 находившихся на борту.
Гибель башен в два раза превзошла эту цифру - 2749 погибших (из 6000 тысяч оказавшихся в башнях).
От тарана до обрушения башен оставалось всего 102 минуты.
Кому погибнуть, а кому выжить решал дьявольский жребий. Пожалуй, самая дикая чертова выходка случилась с работниками японского банка «Фудзи» из южной башни. Именно в этой фирме была, как на грех, идеально отлажена служба поведения персонала в случае ЧП. Проводились неоднократные тренировки. Работники были разбиты на десятки. У старших по группе имелись специальные фонарики и маски против дыма. Так вот, как только был получен сигнал об атаке соседней башни, на двух этажах фирмы - 81-ом и 82-ом - была поднята тревога. Все 75 человек мгновенно прекратили работу, организованно вышли к скоростным лифтам и уже через 10 минут оказались на первом этаже. Они уже собирались выйти из здания, как охранник преградил им дорогу к спасению и сказал: нашей башне ничто не угрожает, не создавайте панику, вернитесь обратно. 75 человек немедленно подчинились и так же молниеносно вернулись обратно, и быстро расселись по рабочим местам.
Именно в этот роковой 81 этаж и врезался второй самолет, и все кто послушно вернулись, погибли, за исключением одного человека.
Его звали Стенли Праймнатх, запомним это имя.
Гибель Титаника тоже оставила нам жуткие подробности гибели и спасения, но в памяти остались и героические моменты. Например, гибель музыкантов корабельного оркестра, которые мужественно играли на верхней палубе, стараясь хоть немного унять панику и так играли до самой последней минуты, когда корабль разломился и встав на дыбы ушел на дно океана (фильм Стивена Спилберга восстановил эти страшные картины с документальной точностью).
Мужество проявил и пятый помощник капитана Гарольд Лоу. Он командовал 14 шлюпкой, которая сначала порядочно отплыла от тонущего гиганта, а после, пересадив 57 пассажиров на другие шлюпки, и взяв матросов-добровольцев, по его команде налегке вернулась к месту крушения, и пробираясь сквозь поля плавающих покойников (их держали спасательные жилеты) искала живых. Таких было четверо.
В гибели башен тоже нашлась героическая страница, речь о подвиге, который совершили смотритель Френк Дэммартини и его люди. Зная башню как свои пальцы, Дэмартини, Пабло Ортис, Мак Хана, вооружившись простыми ломами принялись подниматься с нижнего этажа вверх и взламывать комнаты, двери, лифты, рушить перегородки из гипрокартона и освобождать обезумевших людей. Все выше и выше. Между тем спасение людей не входило в их обязанности, и все же тройка святых американцев устремилась в самый ад.
Они спасли не меньше 70 человек и погибли где-то наверху в момент обрушения всей башни.
Бог тоже, порой, выручает
В гибели Титаника, пожалуй, самым феноменальным стал случай с неким Джеком Тейером. Как только началась паника, он удалился в брошенный ресторан и стал уничтожать одну за другой бутылки джина, нажравшись до чертиков, иначе не скажешь, он не заметил гибели корабля и, оказавшись в холодной воде, даже пробовал распевать песни во всю глотку. Чудовищная порция алкоголя помогла ему продержаться среди обломков тепленьким в ледяной воде целых 8 часов, он протрезвел только на второй день на палубе судна «Карпатия», которая первой пришла на помощь, и после не мог вспомнить ни как доплыл до корабля, ни как оказался на палубе.
Он не пережил, а перепил катастрофу.
Это весьма по-русски: пьяному море по колено.
Если случай с пьяным Джеком выглядит как божественный каприз, то история со спасением шестидесятилетней Джозефин Харрис пожарниками под командой Джея Джонса уже вошла в волшебные истории США.
Джей получил команду срочно покинуть башню, она вот-вот обрушится. Бегом спускаясь с пожарными вниз, он увидел женщину, которая не могла идти из-за плоскостопия и рыдала, приготовившись к смерти. Джей дал команду нести ее вниз сначала на руках, а потом на кресле. На это ушло драгоценных 20 минут, когда ж, наконец, пожарные, изнемогая от ноши, дошли до 4 этажа, башня обрушилась, но они все - и Джозефина - уцелели. А вот если бы пробежали мимо и вышли в вестибюль раньше, то погибли бы неминуемо.
Зоной спасения была только вот эта узкая полоска на уровне 4 этажа.
Но вернемся к заместителю банка «Фудзи» Стэнли Праймнатху, который, спустившись со всеми вниз, вернулся в свой кабинет на 81 этаж. Вот он главный счастливчик 11 сентября 2001 года. Смуглый высокий красавец индус. Боинг -707 крылом влетел в его кабинет! В этот миг Стэнли как раз разговаривал по телефону, стоя лицом к окну. С этой головокружительной высоты открывается прекрасный вид на гавань Нью-Йорка и Атлантический океан, вот прекрасно видна статуя Свободы на островке перед входом в порт, а вот корабли, идущие к причалам. Машинально глядя в сторону океана, Стэнли вдруг заметил на горизонте самолет. Казалось, он держит курс прямо на стену башни как раз туда, где расположен его офис. Все ближе и ближе! Стэнли разглядел красно-синие полосы на фюзеляже. Увидел лицо пилота в кабине. Самолет чуть качнуло. «О боже!» Закричал он, ныряя под стол. Боинг врезался чуть выше его офиса, но крылом пропорол потолок. Оно застряло в двери! В 20 футах от Стэнли, который был все еще жив.
Не будем описывать подробности этого чуда.
Скажем просто - он спасся. Его вытащил из-под обломков спасатель Брайан Кларк и помог выйти из ада..
Вернемся к вопросу, поставленному в начале статьи: изменился ли наш мир к лучшему, или стал хуже, если взять за точку отсчета гибель Титаника.
Ответ ясен: наш мир совершенно не изменился.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции