Начало исследованиям в области ядерной энергетики в Северной Корее было положено в 1956 г., когда между КНДР и СССР было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. В 1964 г. также при содействии СССР был основан научно-исследовательский центр в Енбене, а чуть позже введен в эксплуатацию 5-мегаваттный ядерный реактор. Примерно в то же время, по мнению ряда экспертов, КНДР и были начаты работы по применению ядерной энергии в военных целях.
В течение последующих нескольких десятков лет в КНДР была сформирована разветвленная ядерная инфраструктура, включающая в себя, в частности, Колледж ядерной физики при Университете им. Ким Ир Сена и Колледж ядерной физики в составе Технологического университета им. Ким Чхека в Пхеньяне, Исследовательский центр атомной энергии, урановый рудник и обогатительное предприятие в Пакчхоне, Исследовательский центр атомной энергии и Научный университет в Пхенсоне. Также на территории КНДР были открыты и введены в эксплуатацию ряд урановых рудников.
Вместе с тем, в 1985 г. КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в 1991 г. - с Республикой Корея - соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны, а в 1992 г. - с МАГАТЭ - договоренность о допуске к ядерным объектам сотрудников агентства. Согласно результатам последовавшей проверки, КНДР действительно вела работы по производству необходимого для производства боевых зарядов оружейного плутония. В том же - 1992-м - году руководство страны отказало МАГАТЭ в проведении инспекций в местах складирования отработаного ядерного топлива, а в следующем и вовсе выступило с заявлением о намерении выхода из ДНЯО.
11 июня 1993 г. опубликовано совместное заявление КНДР и США. Документ, в частности, указывал, что КНДР приостанавливает выход из ДНЯО, а США создают Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО) для замены северокорейских газографитных реакторов на легководные (ощутимо снижающие возможность использования нарабатываемого в них плутония в военных целях).
1-3 сентября 1993 г. в КНДР состоялись переговоры с делегацией МАГАТЭ о "пристрастности" инспекций последнего.
1 марта 1994 г. группа экспертов МАГАТЭ прибыла в КНДР для проверки установленного на ядерных объектах контрольного оборудования агентства.
15 мая 1994 г. КНДР выступила с заявлением о начале замены графитовых стержней в реакторе в Ионбене.
21 октября 1994 г. опубликовано рамочное соглашение КНДР и США по решению ядерной проблемы и урегулированию двусторонних отношений. Документ, в частности, обязывал США предпринять меры по строительству в КНДР АЭС на двух легководных ядерных реакторах общей мощностью 2 млн квт, а также - еще до завершения строительства первого реактора к 2003 г. - обеспечить поставку в КНДР жидкого топлива в объеме 500 тыс. т в год. От КНДР было получено обязательство заморозки и демонтажа имеющегося газографитного реактора. Помимо этого, согласно документу, гарантировал сохранение КНДР в качестве участницы ДНЯО.
1 ноября 1994 г. КНДР объявлено о приостановке строительства реакторов с графитовыми замедлителями мощностью 50 тыс. квт и 200 тыс. квт.
В марте 1995 г. официально утвержден Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО).
31 августа 1998 г. КНДР осуществила испытательный запуск трехступенчатой баллистической ракеты, пролетевшей над территорией Японией, а затем упавшей в акваторию Тихого океана.
В 1999 г. КНДР дала согласие на установление до 2003 г. моратория на подобные запуски.
В 2001 г. администрацией США КНДР внесена в список стран, подозреваемых в нарушении запрета на исследования в области биологического оружия.
29 января 2002 г. президентом США Джорджем Бушем - младшим в послании к конгрессу страны КНДР охарактеризованы в качестве составной части "оси зла" наряду с Ираком и Ираном. Руководством Северной Кореи в ответ заявлено о равносильности такого высказывания объявлению войны.
В марте 2002 г. в Нью-Йорке постоянным представителем КНДР в ООН проведены две встречи со специальным представителем США на корейских мирных переговорах Джеком Притчардом. В адрес последнего, в частности, было сделано сообщение о том, что вопрос о возобновлении переговоров двух стран "рассматривается в благожелательном свете".
3 апреля 2002 г. КНДР сделано заявление о намерении возобновления переговоров с КЕДО.
7 августа 2002 г. в КНДР силами КЕДО начато строительство фундамента для одного из легководных реакторов. Вместе с тем, строительные работы, финансируемые Республикой Корея и Японией, ограничились возведением железобетонного каркаса реактора (чему в определенной степени способствовало изменение политики США в отношении КНДР после смены президентов).
13 августа 2002 г. КНДР выступили с осуждением США за умышленное затягивание строительства.
В октябре 2002 г. КНДР уведомила США, что более не намерено придерживаться соглашения о решении ядерной проблемы. Помимо этого, Северной Кореей было признано многолетнее тайное осуществление программы в нарушение упомянутой договоренности.
3-5 октября 2002 г. помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли совершен визит в КНДР, в ходе которого были представлены свидетельства продолжения Северной Кореей собственной ядерной программы. КНДР было признано возобновление разработок из-за невыполнения обязательств США по строительству легководных реакторов.
17 октября 2002 г. лидером КНДР Ким Чен Иром сделано заявление о разрешении инспекторам МАГАТЭ на проведение проверки ядерных объектов страны.
21 октября 2002 г. государственным секретарем США Колином Пауэллом сделано заявление о том, что соглашение о переоснащении ядерной программы КНДР утратило силу в связи с нарушениями условий документа этой страной.
21-25 октября 2002 г. КНДР выступила с заявлением о собственном праве на создание ядерного оружия, но и одновременно заявила о готовности свертывания ядерных программ в обмен на помощь и договор с США "о ненападении".
13 декабря 2002 г. КНДР объявлено о возобновлении ядерной программы и о намерении вернуться к строительству ядерного реактора. Руководством Северной Кореи был подчеркнут вынужденный характер такого шага ввиду прекращения поставок мазута из США.
21 декабря 2002 г. КНДР сняты камеры слежения МАГАТЭ на замороженных реакторах в Йонбене.
25 декабря 2002 г. КНДР приступила к удалению печатей с одного из заводов по изготовлению топливных стержней.
31 декабря 2002 г. группа инспекторов МАГАТЭ покинула КНДР.
6 января 2003 г. МАГАТЭ выступило с ультимативным требованием в адрес КНДР о сворачивании ядерной программы.
7 января 2003 г. США заявлено о согласии на ведение переговоров с КНДР, но лишь при условии выполнения Северной Кореей международных обязательств.
10 января 2003 г. КНДР заявлено о выходе из ДНЯО.
12 марта 2003 г. МАГАТЭ на рассмотрение СБ ООН переданы материалы о нарушении КНДР обязательств о прекращении работ по созданию ядерного оружия.
13 марта 2003 г. официальным представителем МИД КНДР Ли Кван Хуком сделано заявление о том, что Пхеньян "в состоянии нанести сокрушительный удар по американским интересам во всем мире", а также обладает баллистическими ракетами, "способными поразить вражеские цели на любом расстоянии".
27 марта 2003 г. США выступили с сообщением о запуске КНДР собственного ядерного реактора.
5 апреля 2003 г. президентом США Джорджем Бушем - младшим было дано обещание добиваться решения комплекса проблем, связанного с ядерной программой КНДР, мирным и дипломатическим путем. Одновременно Северная Корея выступила с предупреждением о том, что не намерена признавать законность каких-либо резолюций СБ ООН, принятых в связи с ядерной программой Пхеньяна.
12 апреля 2003 г. КНДР заявлено о согласии на переговоры с США в многостороннем формате, если Вашингтон откажется от своего враждебного подхода.
18 апреля 2003 г. КНДР заявлено о том, что в стране "на завершающей стадии успешно ведутся работы по ядерной программе, вплоть до переработки 8 тыс использованных стержней реактора".
12 мая 2003 г. КНДР в одностороннем порядке вышла из соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны (заключенного в 1992 г. с Республикой Корея).
В июне 2003 г. США добиваются полного прекращения работ в рамках КЕДО по строительству легководного реактора, ссылаясь на отказ КНДР подписать протокол о компенсациях на случай инцидентов на будущей АЭС.
9 июля 2003 г. государственное разведывательное агентство Республики Корея представило в парламенте страны данные о проведении КНДР порядка 70 испытаний "устройств для ядерных взрывов" на полигоне, расположенном в 40 км к северо-западу от Йонбена. Помимо этого, по сведениям агентства, в КНДР завершена переработка 8 тыс. использованных стержней от ядерного реактора в Йонбене (и, таким образом, Пхеньяном получен оружейный плутоний для производства боевых зарядов).
14 июля 2003 г. министром иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Юн Ен Гваном было заявлено, что у Южной Кореи отсутствуют достоверные подтверждения тому, что Северной Кореей завершена переработка использованных стержней ядерного реактора в Йонбене.
3 cентября 2003 г. парламентом КНДР принята резолюцию о том, что у страны не остается иного выбора кроме "активного наращивания ядерных сил сдерживания для защиты от возможных ядерных ударов со стороны США". Помимо этого, в резолюции было отмечено, что, учитывая "крайне враждебное отношение Вашингтона", Северная Корея "не видит смысла в продолжении шестисторонних переговоров до пересмотра США своей позиции".
23 сентября 2003 г. КНДР отвергла резолюцию 47-й Генеральной конференции МАГАТЭ по свертыванию своих ядерных программ и отказалась вернуться к выполнению своих обязательств по ДНЯО.
2 октября 2003 г. КНДР объявлено об успешном завершении переработки 8 тыс. использованных стержней от ядерного реактора и направлении извлеченного из них оружейного плутония на укрепление собственных "сил ядерного сдерживания". По мнению некоторых экспертов, полученного плутония достаточно для изготовления 4-6 боевых зарядов.
20 октября 2003 г. во время саммита форума АТЭС в Бангкоке президентом США Джорджем Бушем - младшим в адрес КНДР было выдвинуто предложение об отказе от ядерной программы в обмен на предоставление США и другими государствами гарантий безопасности, однако отвергнута возможность подписания с Северной Кореей договора "о ненападении".
13 февраля 2004 г. помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли, на основании признания пакистанского ученого Абдулы Кхана о передаче последним ядерной технологии КНДР, сделано заявлено о том, что "ядерная программа КНДР существует дольше и развита сильнее, чем считали" США.
22 мая 2004 г. в американской газете "Нью-Йорк таймс" была опубликована статья, согласно которой в 2001 г. КНДР осуществлена продажа Ливии применяемого в вооружениях урана (а МАГАТЭ, в свою очередь, располагает доказательствами того, что этот уран был поставлен из КНДР).
29 мая 2004 г. КНДР категорически отвергнуты обвинения в продаже урана.
7 июня 2004 г. КНДР было заявлено о намерении наращивать собственные "силы ядерного сдерживания", поводом к чему послужил подземный эксперимент с использованием субкритической массы плутония, проведенный США 25 мая 2004 г. на полигоне в штате Невада.
30 июня 2004 г. генеральным секретарем правящей либерально-демократической партии Японии Синдзо Абэ на встрече с помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли было заявлено, что Япония готова компенсировать КНДР недостающую часть энергетических ресурсов в обмен на конкретные шаги по замораживанию ядерной программы в рамках общего плана предоставления Северной Корее гуманитарной помощи.
24 июля 2004 г. в СМИ КНДР были опубликованы материалы, характеризующие предложение США о свертывании ядерной программы страны в обмен на экономическую помощь "фиктивным". "Предложения США не достойны дальнейшего рассмотрения", - заявляет руководство КНДР.
10 февраля 2005 г. КНДР заявлено о выходе из шестисторонних переговоров (с участием России, США, Республики Корея, Китая и Японии) по выходу из кризиса, сложившегося вокруг ее ядерной программы, и впервые признано наличие собственного ядерного оружия. Согласно сообщению МИД КНДР, ядерные вооружения страны являются "всецело оборонительными" и будут оставаться "силой ядерного сдерживания".