03.10.2006
ВЕДУЩИЙ: Добрый день. Мы продолжаем практику наших брифингов по вторникам. Брифингов, которые мы с начала этого года ведем в рамках председательства России в «Большой восьмерке». Сегодня любезно принять участие в брифинге согласился министр иностранных дел России Сергей Лавров. Наверное, Сергей Викторович сделает вступление и затем ответит на ваши вопросы.
ЛАВРОВ: Добрый день. Спасибо, Дмитрий Сергеевич. Уважаемые коллеги, мы рады этой встрече. Она позволит нам посмотреть, как выполняются договоренности, которые были достигнуты в Санкт-Петербурге на саммите «восьмерки», поскольку наша главная задача, это не обеспечивать успех того или иного мероприятия или устанавливать один или другой микрофон, а наша задача посмотреть, чтобы решения все-таки выполнялись, чтобы делались дела.
Мы были весьма удовлетворены тем, как прошел саммит, как он был подготовлен. Огромная работа проделана практически всеми частями российского руководства, правительства, Администрации Президента, парламента, общественности. Важно, что итогом саммита стало растущее понимание безальтернативности коллективных многосторонних подходов к урегулированию мировых проблем, будь то в экономике, в сфере окружающей среды, социальной сфере или в сфере мировой политики.
Убежден, что Группа восьми, которая эволюционирует, которая расширяет форматы диалога и методы диалога с не входящими в нее странами, будет играть все большую и большую роль в укреплении этих коллективных начал в мировой политике.
Что же мы делаем по реализации этих решений? Конечно, основное внимание и самый широкий интерес вызывают вопросы, связанные с энергетической безопасностью, и в целом весь комплекс проблем обеспечения в надежном плане энергией всех стран мира, обеспечением баланса между интересами производителей, потребителей, транзитных стран. И в этом смысле, конечно же, мы уделяем особое внимание осуществлению именно этого блока договоренностей.
Наши соответствующие ведомства сейчас разрабатывают комплексную программу реализации санкт-петербургского плана действий в области энергобезопасности. Мы уже предприняли целый ряд шагов по подключению к этой работе международного энергетического форума, международного энергетического агентства и ОПЕК. Кстати, руководители всех трех упомянутых организаций примут участие в шестой Всероссийской неделе нефти и газа, которая пройдет в Москве с 30 октября по 2 ноября.
Тема энергобезопасности также является приоритетной в рамках энергетических диалогов, которые мы проводим с ведущими потребителями энергоресурсов, в первую очередь, конечно, это Европейский Союз, и такие его члены, как Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия, Франция. Кроме того, в русле договоренностей Санкт-Петербурга продвигаем согласованные там подходы в наших двусторонних контактах с США, Японией, Китаем, Индией, Республикой Кореей. Фигурирует эта тема и в нашем диалоге с Саудовской Аравией, Алжиром, Венесуэлой, Норвегией, Мексикой, Канадой и другими крупными производителями энергоресурсов.
Серьезное внимание мы, безусловно, уделяем экологическим аспектам развития энергетики, и это тоже часть санкт-петербургского пакета. Вы наверняка заметили, что в последнее время в России усиливается экологический контроль со стороны государства и общественности в отношении ряда крупных энергетических проектов, включая сахалинские. Это вполне вписывается, как я уже сказал, и в решение Санкт-Петербурга, и в мировую практику.
Другой блок договоренностей касается образования. В рамках реализации решений саммита в этой сфере наши ведомства предполагают в период с 2007 по 2009 год совместными усилиями "восьмерки" осуществить ряд мероприятий, которые направлены на содействие формированию в наших странах современных эффективных образовательных систем, которые адекватны потребностям глобального инновационного общества. В конкретном плане планируется создать экспертную группу с целью разработки механизмов и индикаторов оценки результатов профессионального образования, разработать и реализовать национальные программы поддержки академической мобильности, разработать и осуществить программу обмена информацией и опытом, наилучшей практикой, в том числе в сфере разработки поколения программ интеграции мигрантов. Это очень серьезная "заряженная" и социально, и политически тема. Важно, что лидеры «восьмерки» выступили с инициативой уделить внимание и этому аспекту проблемы образования.
Впервые для «восьмерки» в Санкт-Петербурге была одобрена комплексная и рассчитанная на долгосрочную перспективу стратегия глобальных действий по борьбе с инфекционными заболеваниями. Она уже получила высокую оценку Всемирной организации здравоохранения, которая назвала документ, принятый там, одним из лучших в этой сфере за последнее время.
Для реализации задуманного на данном направлении один из ключевых вопросов - это ресурсное обеспечение, обеспечение мер по противодействию инфекционным заболеваниям. Здесь мы уделяем приоритетное внимание мобилизации средств для запуска 6-го раунда грантовой поддержки Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Россия приняла в известной степени революционное решение, в 2007-2010 годах мы возместим за счет федерального бюджета те донорские средства, которые были направлены нам ранее на поддержку соответствующих проектов на территории нашей страны. Таким образом, глобальный фонд дополнительно получит в свое распоряжение 217 миллионов долларов.
Весомые финансовые обязательства объявили и некоторые наши партнеры, в том числе путем задействования нестандартных финансовых механизмов, таких, как предварительные обязательства по закупкам вакцин, например, или налоги на авиабилеты в интересах развития. Эти проекты будут осуществляться некоторыми из наших партнеров по «восьмерке».
Ну и, кроме того, в следующем году в России начнет работать региональный центр для Восточной Европы и Центральной Азии по разработке вакцины против ВИЧ-СПИД. Финансирование этого центра взяла на себя российская сторона.
Мы нацелены, как и наши коллеги по "Группе восьми", на тесное сотрудничество с международными организациями, заинтересованными государствами по дальнейшему наращиванию глобального потенциала по борьбе с гриппом птиц. Мы работаем в тесном контакте с Всемирной организацией здравоохранения, ФАО, Международным эпизоотическим бюро. Эта работа ориентирована на совершенствование стратегических подходов к сдерживанию гриппа птиц.
Создается и глобальный кризисный центр по высокопатогенному гриппу птиц, как это было и объявлено в Санкт-Петербурге.
Мы, в свою очередь, дополнительно осуществим комплекс мер по повышению готовности к возможной пандемии гриппа птиц на пространстве СНГ. Начат процесс, который позволит назначить новосибирскую лабораторию «Вектор» в качестве сотрудничающего центра ВОЗ по гриппу птиц для Евразии. Разрабатываются программы по оказанию экспертной и материально-технической поддержки вирусологическим лабораториям стран СНГ, и только на эти цели Россия выделяет 45 миллионов долларов.
Как вы знаете, политическая повестка дня саммита была весьма насыщенной. И выразилась в принятии целого ряда важных решений, прежде всего, по проблемам нераспространения оружия массового уничтожения. Исходим из того, что на основе этой позиции «восьмерки» сейчас ведется работа, направленная на урегулирование ядерных проблем Ирана и Северной Кореи. Исходим из того, что эти проблемы будут урегулироваться исключительно мирным, дипломатическим способом, имея в виду главную задачу - недопущение нарушения режима нераспространения ядерного оружия.
В сфере нераспространения важным инструментом остается глобальное партнерство. "Группа восьми" подтвердила необходимость продолжать сотрудничество в этом вопросе. И мы будем активно наращивать соответствующие проекты, прежде всего - на приоритетных направлениях утилизации атомных подводных лодок и уничтожения химического оружия.
Продвинулась «восьмерка» и в сфере антитеррора. Была поддержана, как вы знаете, инициатива президентов России с Соединенных Штатов по борьбе с актами ядерного терроризма. Все члены «восьмерки» присоединились к ней в качестве первоначальных членов вместе с рядом других государств. И в ближайшее время в Марокко состоится первая встреча, где будут одобрены базовые принципы сотрудничества и базовые механизмы и методы сотрудничества по борьбе с актами ядерного терроризма, после чего эта инициатива будет открыта для всех тех, кто разделяет соответствующие принципы.
Другое мероприятие, которое планируется в обозримом будущем, в конце ноября, по реализации антитеррористических договоренностей «восьмерки» - это предстоящая в Москве встреча по выработке стратегии антитеррористического партнерства государства и бизнеса. Она пройдет, как я уже сказал, в самом конце ноября. На нее приглашены министры ряда стран, включая всех министров иностранных дел «восьмерки».
Предстоит реализация и итогов состоявшейся в Москве накануне саммита "Группы восьми" конференции о путях доставки наркотиков из Афганистана, так называемая конференция «Париж-2 - Москва-1".
И региональные конфликты, конечно же, остаются в полной мере на повестке дня. Документы, которые были приняты в Санкт-Петербурге, прежде всего, по Ближнему Востоку, во многом работают. И ближневосточная декларация значительно помогла найти решения, которые позволили остановить войну в Ливане.
Будем на завершающем этапе нашего председательства развивать тенденции расширения диалога между «восьмеркой» и другими ведущими странами. Как вы знаете, те, кто был приглашен в Санкт-Петербург для участия в мероприятиях на полях саммита, не просто приехали в Санкт-Петербург для участия в какой-то церемонии. Они принимали непосредственное участие в разработке всех документов, которые в итоге были одобрены.
Будем развивать и традиции развития сотрудничества с гражданским обществом. Во многом нам помогли при подготовке саммита и в последующей работе решения Всемирного саммита религиозных лидеров, который прошел в Москве в начале июля, и рекомендации Международного форума неправительственных организаций, так называемая «Гражданская восьмерка 2006".
Развиваем в это время и парламентское измерение «восьмерки». В сентябре в Санкт-Петербурге прошла встреча глав парламентов стран Группы восьми. Думаю, что эта традиция приживется.
Ну и в сентябре в Нью-Йорке, в рамках Генеральной ассамблеи ООН, состоялась очередная встреча министров иностранных дел восьми стран, на которой мы посмотрели, как реализуются наши договоренности и послушали наших германских коллег, к которым переходит эстафета председателей в "Группе восьми" в 2007 году. Наши немецкие коллеги обозначили свои приоритеты на будущий год. Главный среди них - это проблематика защиты окружающей среды и продолжение работы по трем основным темам Санкт-Петербургского саммита.
Так что рассчитываю, что все, что мы сделали и что мы еще запланировали сделать, поможет и повышению эффективности проводимых в рамках «восьмерки» мероприятий, и позволит плавно передать эстафету нашим немецким друзьям.
Спасибо за внимание. Пожалуйста, вопросы.
«ЭЛЬ ПАИС» (Испания): Возобновит ли Россия в ближайшее время сообщение с Грузией? Имею в виду воздушное. Спасибо.
ЛАВРОВ: Пока не собирается.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КАНАЛ ГРУЗИИ: Сегодня эта тема очень актуальна. Как вообще вы расцениваете те санкции, которые Россия уже принимает по отношению к Грузии? Не затрагивает ли это просто обычных граждан? И второй вопрос. Не отразится ли невыдача виз на работе нас, журналистов, которые аккредитованы и работают в Москве? Потому что у многих буквально через неделю-две заканчивается виза. Сможем ли мы работать в обычном режиме? Спасибо.
ЛАВРОВ: Безусловно, исключения предусматриваются. И решения будут приниматься в каждом конкретном случае. Те меры, которые были приняты по ограничению транспортного сообщения, по ограничению почтового сообщения, они направлены на то, чтобы пресечь незаконные денежные потоки, которые в больших количествах перетекают из России в Грузию. Нас очень тревожит повсеместная милитаризация в Грузии, которую проводит нынешнее руководство в Тбилиси. Постоянно осуществляются военные мероприятия. Объявлено, что скоро будут призывать резервистов, чтобы 100 тысяч человек могли встать под ружье за 48 часов. Какие угрозы собирается Грузия отражать такими методами - я просто не знаю.
Грузия в огромных количествах закупает вооружения. Причем закупает вооружения в нарушение тех правил, которые существуют на международном рынке оружия. В основном это оружие советского или российского производства. Изделия, которые были поставлены в другие страны, прежде всего, Восточной и Центральной Европы, и контракты на поставку которых предусматривали запрет на передачу этого вооружения третьей стороне. На это тратятся деньги. В грузинском бюджете денег немного. Деньги поступают по разным каналам, в том числе и незаконно из России, где во многом эти деньги имеют криминальное происхождение. Эти каналы тоже будут перекрываться.
Мы озабочены тем, что грузинский военный бюджет тоже растет гигантскими темпами. И все это в условиях, когда Грузия не может выплатить несколько миллионов долларов в ООН и в другие международные организации, из-за чего лишается там права голоса. На это денег нет. Хотя Грузия хочет использовать в своих интересах международные организации, но денег туда не платит. А вот деньги на непонятно что нацеленные военные расходы поступают, находятся и легально, и нелегально.
Так что, надеюсь, что предпринимаемые нами меры позволят если не полностью перекрыть, то существенно затруднить поступление средств по этим каналам. Мы не хотим способствовать, потворствовать военным приготовлениям, мы не хотим помогать вооружать грузинский народ и косвенно потакать тем, кто призывает его встать под ружье и отправиться отмечать новый год в Цхинвали уже 31 декабря.
Это все не единичные случаи. И попытки некоторых деятелей сказать: «Ну вот теперь российских офицеров отпустили, ситуация успокоилась, давайте все как было». Мы не хотим, чтобы все было как было, потому что все было очень плохо. И, помимо военных приготовлений, помимо явной подготовки к силовому захвату Южной Осетии и Абхазии, попытки силой решить южноосетинскую проблему уже были летом 2004 года. На этом фоне постоянная антироссийская риторика, оскорбления на самом высшем уровне, вплоть до личных оскорблений, и термины типа, что «Грузия окружена врагами» - они, конечно же, не могут оставаться без внимания.
Это просто ведет к тому, что некоторые люди пытаются копировать своих руководителей, как это произошло со старшим охранником грузинского посольства, неким Кахой Адамия, который просто по-хамски, как шпана, ударил, бил ногами российского демонстранта, нарушившего, это верно, общественный порядок. Но его наши милиционеры уже арестовывали, и в момент, когда милиционеры с ним занимались, охранник нанес ему телесные повреждения. Сейчас этот человек находится в клинике Склифосовского, а против Адамия мы возбудили уголовное дело.
Эта распущенность не может появиться просто так. Ее стимулируют действия грузинского руководства. Он просто старается быть похожим на тех, кто призывает относиться к России, как к врагу и относиться к России, как к оккупанту.
Так что это все не очень безобидно. Когда подобного рода риторика звучит из высокопоставленных уст, это все проникает в головы тех, кто податлив на такого рода решения проблем в отношениях с Россией - ногами по печени. Мы этого терпеть не будем.
ХОККАЙДО СИМБУН (Япония): Что касается переговоров, мирного договора с Японией. Ваш коллега господин Таро Асо недавно указал на новую форму: не два, не четыре, а между - значит три. Сергей Викторович, как вы оцениваете такой вариант, прежде всего, поиски компромисса японской стороной? Спасибо.
ЛАВРОВ: Во-первых, мы такого предложения не получали. Мой коллега, господин Таро Асо сделал подобное заявление для СМИ. Это, конечно же, не способ ведения переговоров. Ну и, во-вторых, через день, по-моему, официальный представитель иностранных дел Японии дезавуировал это высказывание и сказал, что господин Асо не это имел в виду. Ну, а в-третьих, в принципиальном плане, мы давно уже говорили о нашей заинтересованности найти пути к заключению мирного договора. И готовы эту работу продолжать в соответствии с договоренностями между лидерами России и Японии о необходимости развивать наши отношения всестороннее, всеобъемлюще, во всех областях.
ПОЛЬСКИЙ ЕЖЕДНЕВНИК «ВЫБОРЧА»: Господин министр, вы завтра начинаете визит в Варшаву. Говоря о нелегальных поставках оружия из Восточной Европы в Грузию, имеете ли вы в виду тоже Польшу? И считаете ли вы каким-то осложнением телефонный разговор со словами поддержки польского президента к Михаилу Саакашвили, который был сделан в субботу?
ЛАВРОВ: Вы знаете, мы едем в Польшу не Грузию обсуждать. У меня есть приглашение от моей коллеги, министра иностранных дел Фатыги, и у нас достаточно развитые отношения с Польшей. Мы хотим их продвигать дальше. Что касается отдельных оценок той или иной ситуации, включая ситуацию в Грузии и вокруг нее, то мы с ними не согласны. Мы считаем, что эти оценки носят необъективный характер. Если нашим польским друзьям это интересно, мы расскажем о том, что на самом деле происходит в Грузии, вокруг Грузии, вокруг наших миротворцев и вокруг тех договоренностей, которые Грузия заключала и с нами, и с юго-осетинами, и с абхазами, и которые Грузия систематически методично нарушает и от них отказывается.
Но, повторяю, наши отношения с Польшей самоценны, и мы, прежде всего, уделим внимание нашему взаимодействию по двусторонним каналам - и торгово-экономическому, и энергетическому, и культурному. Нам есть о чем поговорить и о чем договориться во взаимных интересах.
НЕМЕЦКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: Очень важный вопрос еще раз по поводу Грузии. Скажите, пожалуйста, хотя Грузия сейчас освободила офицеров, они вернулись в Москву, является, что Россия продолжает давление на Грузию. Скажите, пожалуйста, почему продолжается давление на Грузию? И когда Россия прекратит давление на Грузию? И как будут продолжаться отношения Грузии и России?
ЛАВРОВ: Понимаете, вот опять у вас прозвучало такое понимание, что, ну как же вот, офицеров освободили, зачем же сейчас отношения продолжать выстраивать в негативном ключе. Почему-то на протяжении последних лет, когда мы последовательно, спокойно, но твердо привлекали внимание к накапливающемуся негативному потенциалу из-за действий грузинского руководства, никто не призывал грузинское руководство строить с нами нормальные отношения. Офицеры - это просто... даже не кульминация, это одно из проявлений линии грузинского руководства, которое ищет, как бы привлечь внимание к тому, что Грузии мешает Россия. Не случайно президент Саакашвили, когда комментировал ситуацию с захватом наших офицеров, сказал, я вот где-то даже выписал себе, что «в результате всего этого эпизода достигнуто главное, - это цитата, сказал президент Саакашвили, - достигнуто главное: акцентировать внимание мировой общественности на проблемах в отношениях Грузии с Россией». Если это фактически было целью захвата заложников, то, наверное, мировая общественность должна сама дать оценку тому, какими методами президент Грузии пытается действовать.
Мы не раз привлекали внимание, как я уже говорил, к тому, что действия грузинского руководства абсолютно однозначно стали последовательно антироссийскими. Высказывания типа «наш северный враг», «оккупанты», заявлении о том, что конфликты в Южной Осетии и Абхазии отнюдь не являются межэтническими, а являются конфликтами между Россией и Грузией. К сожалению, некоторые их моих коллег, в частности, министр иностранных дел Бельгии, который сейчас возглавляет ОБСЕ, Карел де Гюхт, подхватил этот тезис и тоже назвал конфликты в Южной Осетии и Абхазии конфликтами между Россией и Грузией.
Я посоветовал бы вернуться к истории и вспомнить, как эти конфликты начинались, когда в 90-м году грузинский парламент ликвидировал и прежнюю Конституцию страны, и автономии, которыми были Южная Осетия и Абхазия, и Аджария в то время. Как он, грузинский парламент, дал толчок военным действиям. Когда были введены войска в Южную Осетию и в Абхазию, когда начала литься кровь, когда, в общей сложности, более 10 тысяч человек погибли, сотни тысяч человек лишились крова, потому что вынуждены были стать перемещенными лицами. Надо помнить и о том, как Россия на основе мандата Содружества независимых государств ценой жизни своих солдат прекратила кровопролитие. Россия помогла заключить и в том, и в другом случае соглашение о прекращении огня и об урегулировании, на основе которых были созданы переговорные механизмы, переговорные форматы, и эти переговорные форматы худо-бедно работали, причем работали достаточно эффективно, достигая договоренностей, которые указывали путь к постепенному успокоению ситуацию, к постепенному продвижению к той точке, когда будет восстановлено доверие, когда решатся социально-экономические проблемы, и когда будут созданы возможности для перехода к обсуждению проблем политического урегулирования. После многих взлетов и падений, после многих вывертов, которые грузинская сторона допускала, то соглашаясь на что-то, то отказываясь затем от своих же собственных слов, буквально летом этого года в Цхинвали, если брать южно-осетинский конфликт, была встреча сопредседателей Смешанной контрольной комиссии, на которой, наконец, была достигнута договоренность о том, чтобы создать специальный грузино-югоосетинский координационный центр правоохранительных органов, создать совместную группу с югоосетинами для выработки общего плана мирного урегулирования. А буквально в августе в одностороннем порядке грузинская сторона от этой своей подписи отказалась. Видимо, уже знали, что в сентябре будут готовиться большие события, что в сентябре Грузии будет предоставлена возможность интенсивного плана сотрудничества с НАТО.
То же самое и по Абхазии, где наблюдалось достаточно серьезное продвижение вперед в первой половине 2006 года, когда возобновился переговорный процесс между грузинами и абхазами, когда была достигнута договоренность создать международный консорциум для возобновления железнодорожного сообщения между Сухуми и Тбилиси с участием Грузинских железных дорог, Армянских железных дорог, Российских железных дорог. В тот же период и грузины, и абхазы обменялись предложениями по урегулированию конфликта, договорились сводить позиции воедино. Был воссоздан бездействующий с 2001 года координационный совет грузинской и абхазской сторон. И все это было прервано после того, как в июле парламент Грузии принял постановление о том, что действия миротворцев в Абхазии и Южной Осетии представляют собой барьер на пути мирного урегулирования конфликта, потребовал их вывода и так далее. Вы все это примерно знаете. Ну а потом последовала грубейшая провокация в Кодорском ущелье, нарушение впрямую соглашений 1994 года. Там размещены были войсковые и полицейские подразделения Грузии. Туда не пускают, как это обязаны делать грузины, миротворцев СНГ вместе с наблюдателями ООН для патрулирования этого ущелья. И последняя выходка с захватом наших офицеров произошла, повторяю, как раз после решения НАТО о предоставлении Грузии плана интенсивного сотрудничества, интенсивного диалога, усиленного диалога, как его еще называют. И, кстати, это произошло сразу после визита Михаила Николаевича Саакашвили в город Вашингтон.
Так что мы принимаем, конечно, к сведению заверения наших американских коллег о том, что они удерживали постоянно и продолжают удерживать грузинское руководство от резких действий, но хронологически все было именно так, как я говорил: поездка в Вашингтон, решение НАТО, захват заложников, обвинения которым были предъявлены смехотворные и голословные. Поэтому, говоря об улучшении наших отношений, надо, конечно, все-таки смотреть-то на больную голову, а на здоровую потом обращать внимание.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДУБАЯ: Сергей Викторович, после переизбрания нового Генсека ООН, которое вот-вот состоится, ожидается ли, что вопрос реформирования ООН возьмет новый импульс? И в каком направлении видится России это реформирование? Спасибо.
ЛАВРОВ: Думаю, что реформа, конечно же, продолжится. Она началась, и она будет долго продолжаться. Мир меняется ежечасно, и за этими изменениями ООН должна следовать как важнейшая многосторонняя структура, призванная служить центром согласования действий государств. Думаю, что реформа будет одним из главных приоритетов нового Генерального секретаря наряду с множеством конфликтных вопросов, которые на повестке дня ООН, ее Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи сохраняются. Мы будем поддерживать нового руководителя секретариата в этих начинаниях. Главное, чтобы все эти процессы - и реформы, и урегулирование конфликтов, - опирались на прочную почву Устава ООН, чтобы они способствовали формированию того, что названо отцами-основателями ООН системой коллективной безопасности. Система, которая жизнеспособна будет только, если она будет отражать баланс интересов всех стран и инструментом которой будет многосторонняя дипломатия, а не односторонние действия.
ИНФОРМАГЕНТСТВО «УКРИНФОРМ»: Сергей Викторович, скажите пожалуйста, конфликт между Грузией и Россией все-таки придется решать. Рассматривается ли возможность привлечения третьих сторон к процессу решения этой проблемы? И как вы относитесь к заявлениям украинского руководства о готовности стать посредником? И второй вопрос. После референдума в Приднестровье многие надеются на возобновление переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта. Какие шаги предпринимают страны-гаранты, Россия и Украина, для возобновления этого переговорного процесса? Спасибо.
ЛАВРОВ: Что касается первого вопроса, то в привлечении посредников или третьей стороны к вопросам, которые касаются российско-грузинских отношений - честно говоря, не вижу необходимости, потому что дело ведь не в отсутствии понимания того, что происходит. Я думаю, что грузинское руководство прекрасно понимает, что оно делает, и мы понимаем, что оно делает, и как это сказывается на всей ситуации.
Третьи стороны уже активно привлечены к тому, что происходит в российско-грузинских отношениях. И мы не раз обращали внимание этих третьих сторон, назовите их спонсорами, как угодно, тех, кто поставляет оружие в Грузию, тех, кто не дает принять решение в Совете Безопасности, направленные на то, чтобы Грузия выполняла принятые на себя обязательства, в том числе обязательства, которые были закреплены в предыдущих решениях Совета Безопасности. Эти третьи стороны, мы их не раз предупреждали о крайней опасности заигрывания с режимом Саакашвили, о крайней опасности потакательства той политике, которую этот режим проводил и в отношениях с Россией, и в отношении собственного народа, и в отношении тех конфликтов, которые сохраняются на территории Грузии, и которые мы все пытались урегулировать.
Так что вклад третьих сторон уже ощущается в российско-грузинских отношениях. Я думаю, что как раз сейчас задача состоит в том, чтобы этот вот нанос был ликвидирован. Если, конечно, грузинское руководство способно освободиться от искусственных наслоений и от действий, которые отравляют российско-грузинские отношения.
Наверное, не открою очень большого секрета, очень часто Михаил Николаевич и публично, и в двусторонних контактах, упоминал о том, что главная его задача - восстановить территориальную целостность Грузии. С этим мандатом он пришел... Кстати, мандата там особого не было, потому что мы все знаем, каким образом он пришел к власти, путем, фактически, срыва конституционного процесса, делегитимизации выбранного парламента, легитимизации парламента, чьи полномочия давно истекли. Решение, кстати, принимал Верховный суд в отличие от того, что записано в Конституции Грузии - что решения такого рода должен принимать Конституционный суд. Но, тем не менее, Михаил Николаевич говорил, что у него мандат - восстановить территориальную целостность. А что все остальное, включая его сотрудничество с НАТО - это лишь инструменты.
Вот у меня сегодня создается достаточно четкое ощущение, что все наоборот. Что главная цель Михаила Николаевича - это вступление в НАТО. И через это вступление он рассчитывает все остальные свои проблемы решить.
Поэтому нынешние грузинские руководители, конечно же, не прочь вот такого рода посредников поискать, но то, что это не поможет нормализации российско-грузинских отношений, я в этом уверен. Эти отношения можно нормализовать только на одной простой основе: говорить честно, действовать честно, не искать друг в друге врага и, соответственно, не действовать враждебно по отношению друг к другу, и, в общем-то, выполнять то, что обещаешь и то, под чем подписываешься.
Приднестровье. Я уже говорил, мне кажется, что в Приднестровье мы наблюдаем очень печальную череду событий, такая цепная реакция, связанная с тем, что на каком-то этапе многосторонний процесс был разорван, известный парафированный меморандум Козака не был подписан, и с той поры наблюдается последовательный откат Кишинева от коллективных многосторонних форматов урегулирования.
Был принят, как вы знаете, закон в Молдавии, в соответствии с которым только и может, как говорят молдавские руководители, решаться статус Приднестровья. То есть была предпринята односторонняя акция вразрез с договоренностями о пятистороннем формате, а затем и формате 5+2 с Соединенными Штатами и Евросоюзом в качестве наблюдателей. Вместо этого была предпринята односторонняя акция. В одностороннем порядке был принят законодательный акт в Молдавии и было сказано: вот только на основе этого закона и можно урегулировать приднестровскую проблему. Все остальное мы не примем.
Ну и, односторонние шаги неизбежно вызывают встречные односторонние шаги. Вот таким односторонним шагом был референдум в Приднестровье. Можно по-разному к нему относиться, но то, что это было волеизъявлением народа, которое проходило транспарентно, с приглашением наблюдателей из-за рубежа и официальных наблюдателей, и неправительственных организаций - это тоже факт, который нельзя не учитывать, поскольку это мнение большинства населения Приднестровья.
Мы по-прежнему считаем, что это лишний сигнал к тому, что нужно возвращаться за стол переговоров. Есть российско-украинский план, который президенты Путин и Ющенко почти год назад одобрили. Есть предложения, которые в виде «дорожной карты» сформулированы и которые позволят, при согласии сторон, конечно же, двигаться к реализации этого плана. Мы к этому готовы. Я надеюсь, вот я буду в следующем месяце в Киеве на переговорах с моим коллегой, и надеюсь, что мы также эту проблему обсудим, посмотрим, как Россия и Украина в качестве стран-посредников, в качестве содействующих сторон могут помочь вернуть процесс в переговорное русло, в русло поиска общеприемлемых решений.
ГАЗЕТА «ЗАКСИШЕ ЦАЙТУНГ», ГЕРМАНИЯ: Вы сказали сегодня, что и руководство Грузии строит образ Россия как образ врага. Но эти меры, которые вы сейчас принимаете, я имею в виду сокращение переводов через банки, вся эта блокада по самолетам, железнодорожному и автотранспорту. Как по-другому грузины будут это принимать, кроме как, в принципе, враждебные? Люди ведь себя не чувствуют виноватыми, что кто-то, может быть, оправдывает какие-то деньги. И как вы будете объясняться с грузинами, которые обеспечивают свои семьи? Сотни тысяч семей живут на деньги, которые здесь, в России, зарабатывают честным путем.
ЛАВРОВ: Я очень уважаю грузинский народ, у меня много друзей из Грузии, это прекрасные люди, прекрасный, с богатейшими культурными традициями народ. И большинство интеллигенции грузинской, действительно, живет сейчас в Москве, нашли здесь свой дом, и друзей. Они часть нашей элиты, если хотите.
Насчет мер, которые были приняты, я уже сказал, отвечая на первый вопрос, о тех причинах, по которым эти меры были введены. Нельзя все-таки кормиться от России и оскорблять Россию. Грузинское руководство должно это понимать. Мы будем делать все необходимое, чтобы законопослушные граждане не пострадали. Это касается и грузинских, и российских граждан, потому что эти меры затронут и россиян в известной степени. Но мы не можем мириться с тем, чтобы нелегальные денежные потоки подпитывали режим, который, спекулируя на нуждах своих граждан, вооружает сам себя для достижения своих, ничего общего с интересами грузинского народа не имеющих, целей.
ГАЗЕТА «АЛЬ-ВАТАН», Саудовская Аравия: Сейчас в ООН идет практическая блокировка любого документа, касающегося Абхазии и Южной Осетии. Вы сейчас говорили о Приднестровье. Не отразится ли это на позиции России по отношению к Косово? То есть, какие шаги Россия намеревается предпринимать по поводу Косово на фоне происходящего и в Абхазии, и в Южной Осетии, и в Приднестровье?
ЛАВРОВ: По Косово мы являемся членами Контактной группы. Контактная группа собиралась на уровне министров в Нью-Йорке в прошлом месяце. Мы одобрили заявление, которое подтверждает необходимость нахождения переговорного решения, подтверждающего принципы Резолюции 1244. И, скажу честно, это было непросто сделать, потому что некоторые члены Контактной группы выступали за то, чтобы, по сути дела, переговоры прекратить и поручить специальному представителю Генерального секретаря Марти Ахтисаари написать свое собственное видение решения проблемы статуса Косово и потом это видение вынести на утверждение Совета Безопасности, независимо от позиции сторон.
Для нас это неприемлемо. Об этом говорил и наш Президент. Мы можем принять только такую договоренность о статусе этого края, которая будет приемлема и для косовских албанцев, и для сербов. Для сербов в Белграде и, конечно, для сербов в Косово.
В отношении связи между этим конфликтом и другими конфликтами. Когда мы говорим, что косовский случай будет прецедентным, нашей целью не является сидеть и ждать, пока Косову будет навязана независимость, вернее, Белграду будет навязана независимость Косово, а потом мы будем потирать руки и скажем: ага, вот теперь давайте всех признавайте независимыми. Совсем нет. Когда мы говорим о прецеденте, мы стараемся привлечь внимание к тому, какой опаснейший ящик Пандоры откроют те, кто в случае с Косово готов пойти на игнорирование позиций одной стороны, а в других случаях занимают прямо противоположную позицию. Это и тема двойных стандартов, разумеется, но главное, что беспокоит - что люди, которые пытаются статус Косово навязать, видят только на шаг впереди себя.
Во многих ситуациях, которые сегодня развиваются в мире, мы призываем к стратегическому взгляду, к тому, чтобы просчитать последствия того, что будет. Это касается и Косово, это касается и Ирана, это касается и ближневосточных проблем. А вот нехватка глобального видения ситуации, нехватка способностей прогнозировать, она, к сожалению, становится очень серьезной проблемой в международных отношениях. Когда некоторые наши коллеги начинают действовать не исходя из стратегических задач стабилизации обстановки в мире, а исключительно исходя из годичных, двухгодичных электоральных циклов в своих странах.
ШВЕЙЦАРСКАЯ ГАЗЕТА «НОЙЕ ЦЮРИХЕР ЦАЙТУНГ»: Сергей Викторович, вы назвали конфликты вокруг Абхазии и Южной Осетии чисто этническими конфликтами. А почему Москва продолжает поддерживать эти регионы, которые и Москвой не признаны? И вы тоже сказали, что Москва пытается урегулировать эти конфликты. То есть, по-другому, поддержка этих регионов поможет урегулированию этих конфликтов? Я надеюсь, что вопрос понятен.
ЛАВРОВ: Да, он понятен, конечно. И ответ на него очень простой. Москва является участницей механизмов, которые были созданы самими сторонами. Механизмов, которые были одобрены в СНГ и затем были одобрены в ООН, что касается Абхазии, и ОБСЕ, что касается Южной Осетии. Эти механизмы работают, они производят на свет договоренности, под которыми подписываются стороны. Они позволяют снимать напряжение, это было уже не раз. И, если бы все эти договоренности выполнялись, то, я думаю, что путь к урегулированию был бы гораздо более простым, и мы бы были уже на каком-то этапе этого пути. К сожалению, все проблемы возникают из-за того, что грузинская сторона последовательно, раз за разом, отказывается от тех договоренностей, которые она сама подписала. Я уже привел некоторые примеры. Эти примеры можно продолжать бесконечно.
Кстати, и в том, и в другом случае грузинская сторона отказывается от предложений ООН и ОБСЕ заключить с абхазами и югоосетинами договоренность о неприменении силы для урегулирования этих конфликтов. Почему? Я уже приводил, опять-таки, данные о том, в каких количествах Грузия закупает вооружения, в том числе и нелегально закупает вооружения, как это было в прошлом, когда при Министерстве обороны Грузии существовал некий внебюджетный фонд. На это, кстати, обратила внимание в свое время делегация НАТО, которая приезжала в Грузию, эти данные точные. Хотя, почему-то, об этом много никто не говорил. Равно как и о многочисленных замечаниях, которые эта делегация НАТО, а впоследствии и делегация Совета Европы сделала в отношении того, что происходит в грузинском государстве. Совет Европы, например, обратил внимание на резкий рост авторитарных тенденций в руководстве страной, на грубые нарушения прав человека, на применение пыток в тюрьмах. Обратил Совет Европы внимание и на тот факт, что Центральная избирательная комиссия Грузии состоит целиком из членов партии Саакашвили. Обратили они внимание и на то, что ликвидация автономии Аджарии, которая была произведена режимом Саакашвили, противоречит принципам Совета Европы. Там много чего было. Но, повторяю, об этом предпочитают не говорить на страницах западной прессы. Вы поинтересуйтесь, Совет Европы вам этот материал предоставит.
И если бы подобные замечания были высказаны в адрес России, то, я уверен, что все это давно бы уже заполонило страницы газет, журналов и телеэкраны.
Мы привыкли к этому. Мы понимаем, что есть определенные тенденции в освещении того, что происходит у нас и в освещении того, что происходит в странах, которые декларируют каждый день свое стремление стать добросовестным членом НАТО. Мы все это понимаем. И надеюсь, что вы тоже это понимаете. Надеюсь, что это понимают и ваши редакторы и издатели.
ВОПРОС: Отразятся ли российско-грузинские отношения на странах ГУАМ, на политике России по СНГ?
ЛАВРОВ: Вы знаете, в СНГ мы работаем на основе тех решений, которые приняты, и с теми странами, которые к этому готовы. Что касается стран ГУАМ, то все они входят в СНГ, ряд из них активно участвует в работе СНГ, другие менее активно. Это их выбор, это вполне вписывается в те параметры, которые заложены в уставе СНГ, в те правила, которые в этом уставе заложены. Со всеми из стран ГУАМ у нас есть свои отношения. Когда ГУАМ собирался на очередной свой форум в прошлом году, мы поинтересовались, приглашают ли наблюдателей. Там была какая-то заминка. Потом сказали: приходите, но не наблюдателем, а кем-то там еще... В общем, все здесь зависит от взаимного желания. У нас есть интерес к развитию отношений на пространстве СНГ в тех форматах, которые созданы на основе естественного желания стран-участниц объединить свои сравнительные преимущества. Прежде всего, это ЕврАзЭС, ОДКБ, ну и частично, вот уже за рамками СНГ, Шанхайская организация сотрудничества. Это перспективные, основанная на реально понятых интересах, на естественных интересах, форматы, которые не вступают в противоречие с чьими бы то ни было интересами. Бывают иногда, конечно, форматы, которые создаются искусственно, поддерживаются искусственно, но они тоже существуют.
ВЕДУЩИЙ: Если не возражаете, по Корее действительно последний вопрос.
ВОПРОС: Сергей Викторович, Центральное телеграфное агентство Кореи передало час назад заявление МИД Кореи, что КНДР проведет в будущем ядерное испытание. Каков ваш комментарий? И если КНДР проведет ядерное испытание, какие действия предпримет Россия?
ЛАВРОВ: Ну, вот насчет «если», мы это оставляем в стороне, потому что это удел уже не дипломатов, это удел, наверное, обозревателей, аналитиков. Мы не в первый раз слышим сообщения о том, что КНДР вроде бы объявляет о том, что скоро будет испытание ракеты, ядерного устройства и так далее. В подавляющем большинстве случаев эти сообщения не подтверждаются. Мы вместе с другими участниками шестисторонних переговоров последовательно работаем с Пхеньяном в пользу проявления им сдержанности и недопущения резких шагов, подобных тем, о которых вы упомянули. Рассчитываю, что усилия, которые мы сейчас прилагаем, позволят возобновить в самом скором будущем шестисторонние переговоры. Этому существенно помогло урегулирование финансовых проблем, которые возникли, и для этого нужны прямые контакты между США и КНДР.
Повторяю. Мы за то, чтобы решить ядерную проблему Корейского полуострова через переговоры. И надеюсь, что мы к ним вернемся.
Спасибо.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое. До следующего вторника.