К материалу: Археологи утверждают, что нашли легендарный пароход "Челюскин"
13 февраля 1934 года, раздавленный льдами в Чукотском море, затонул пароход "Челюскин". Один человек погиб, а 104 члена экипажа высадились на лед океана. Часть грузов и продовольствия удалось с парохода снять. Спасение экипажа «Челюскина» стало одной из самых волнующих, героических страниц советской эпохи.
Знаменитый корабль имел одну из самых коротких биографий. Он был построен в 1933 году в Дании на верфях известной судостроительной фирмы "Burmeister and Wain", B&W, Copenhagen по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход имел водоизмещение 7500 т, мощность двигателей - 2400 лошадиных сил, скорость до 12 с половиной узлов в час.
3 июня 1933 года сначала под названием "Лена" пароход был спущен на воду. Первый переход он совершил в Ленинград, куда прибыл уже 5 июня и получил новое название - "Челюскин" в память русского мореплавателя и исследователя севера С. И. Челюскина. Пароход сразу стали готовить к длительному плаванию в северных морях.
16 июля 1933 года, имея на борту 800 тонн груза, 3500 тонн угля и более ста членов команды и участников экспедиции, "Челюскин" покинул ленинградский порт и направился на запад, к месту своего рождения - Копенгагену. На верфи судостроители за шесть дней устранили некоторые из дефектов. Затем переход в Мурманск, где погрузили самолет-амфибию "Ш-2". 2 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска в свое историческое плавание. На борту его было 111 пассажиров. На капитанском мостике стоял опытный полярник В.И.Воронин. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Его переход рассматривался как пробный в условиях плавания во льдах. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями. Начальником экспедиции на «Челюскине» стал выдающийся исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт. Плавание шло успешно вплоть до Новой Земли. Затем "Челюскин" вошел в Карское море, не замедлившее показать и свой плохой характер, и беззащитность "Челюскина" перед настоящими полярными льдами. Серьезная деформация корпуса и течь появились 13 августа 1933 года. Встал вопрос о возврате назад, но было принято решение продолжить путь. В Восточно-Сибирском море стали попадаться тяжелые льды. 9 и 10 сентября "Челюскин" получил вмятины по правому и левому борту, лопнул один из шпангоутов и усилилась течь судна. Корабль вмерз во льды и стал дрейфовать.
4 ноября 1934 года, благодаря удачному дрейфу, "Челюскин" вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Но никакие усилия команды не смогли спасти положения. Движение на юг стало невозможным. В проливе началось движение льдов в обратную сторону, и "Челюскин" снова оказался в Чукотском море. Судьба корабля зависела полностью от ледовой обстановки. Зажатый льдами пароход самостоятельно передвигаться не мог.
В середине февраля 1934 года в эфир ушла радиограмма, которая начиналась словами: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов...». Последними с "Челюскина" сошли Шмидт и Воронин. Завхоз Борис Могилевич замешкался на палубе, и на него накатились бочки. Пароход вместе с Могилевичем ушел на дно. На льдине оказались 104 человека, среди них 10 женщин и 2 ребенка. Могилевич стал единственной жертвой этой экспедиции.
Два месяца, с 13 февраля по 13 апреля 1934 года 104 человека боролись за жизнь, вели героическую работу по устройству организованной жизни на льду океана и строительству аэродрома, который постоянно разламывался, покрывался трещинами и торосами, заносился снегом. Челюскинцы обустраивали свой лагерь, для женщин и детей построили деревянный барак, соорудили пекарню, стали выпускать стенгазету "Не сдаемся!". Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт. Радиосвязь с материком обеспечивал знаменитый полярный радист Эрнст Кренкель.
На поиски экспедиции на Чукотку вылетели 3 самолета из Хабаровска, 5 - с мыса Олюторского, 2 - с Аляски. Из Владивостока со спасательными партиями, самолетами и дирижаблями вышли пароходы "Смоленск", "Сталинград" и "Совет". С запада, курсом на Чукотское море, шел ледокол "Красин". Массовая эвакуация людей началась в апреле. Всех участников экспедиции, показывая чудеса героизма, спасли семь отважных авиаторов - Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Иван Доронин, Михаил Водопьянов и командир отряда Николай Каманин. Анатолий Ляпидевский сделал один рейс и вывез 12 человек, Василий Молоков за девять рейсов - 39 человек, Каманин за девять рейсов - 34 человека, Михаил Водопьянов совершил три рейса и вывез 10 человек, Маврикий Слепнев за один рейс - пять человек, Иван Доронин и Михаил Бабушкин сделали по одному рейсу и вывезли по два человека.
В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза. Оно было присвоено летчикам А. Ляпидевскому, М. Слепневу, В. Молокову, Н. Каманину, М. Водопьянову, И. Доронину. Одновременно все они были награждены орденами Ленина.
Впоследствии "Золотая Звезда" N 1 была вручена Ляпидевскому. Были награждены совершившие перелет все бортмеханики, включая двух американских. Все участники экспедиции, находившиеся на льдине, кроме детей, были награждены орденами Красного Знамени.