Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН Игорь Томберг - РИА Новости.
Молдавия готова покупать энергоносители по мировым ценам либо расплачиваться за них собственностью. В последнее время именно такая постановка вопроса стала общей для всех стран СНГ, независимо от их геополитической ориентации. Позицию Кишинева в этом вопросе подтвердил 29 августа в интервью молдавскому бюро радио ВВС президент Молдавии Владимир Воронин: «газ в Молдавии будет стоить столько, сколько за него попросит Газпром». По его словам, «цена на газ значительно ниже цен на уголь и дрова, поэтому для нас альтернативы газу пока нет». Население сможет перезимовать при новых тарифах на газ, которые повысились с начала года более чем вдвое, сказал он.
Правительство Молдавии и Газпром подписали контракт на поставку Республике Молдова во втором полугодии 2006 г. природного газа по цене $160 за тысячу кубометров. В то же время, учитывая обращение Правительства Молдавии и договоренность о совместной проработке новых схем поставок газа потребителям, в течение первого полугодия 2006 года цены сохранялись на уровне $110 за тысячу кубометров.
Одним из принципиальных отличий российско-молдавского газового диалога от аналогичных отношений с другими странами СНГ является то, что Газпром - основной собственник газотранспортной системы этой страны. Российской компании принадлежит 64% акций предприятия «Молдовагаз». И это не единственное вложение российских энергетиков в промышленность Молдавии.
Российские инвестиции в экономику Молдавии составляют более $200 миллионов. По этому показателю республика занимает второе место среди стран СНГ. Здесь зарегистрировано 435 предприятий с участием российского капитала. Пятая часть из них - средние и крупные, продукция которых имеет значительный удельный вес в товарообороте.
Сейчас рассматривается схема стабилизации цен на газ на 2007-2010 гг., предполагающая строительство новых энергомощностей с последующим совместным экспортом электроэнергии в Европу.
Предполагается дальнейший экспорт электроэнергии на Балканы на паритетных началах с Газпромом. Кроме того, ранее Газпрому предлагали достроить Бурлаченскую ТЭЦ на юге Молдавии (оператором строительства которой является международная компания «Итера», стоимость проекта - $250 млн.).
Правительство страны предложило Газпрому вложить около $500 млн. в увеличение генерирующих мощностей Кишиневской ТЭЦ-2 с 240 до 560 МВт. ТЭЦ-2 является крупнейшим производителем электро- и теплоэнергии Молдавии, обеспечивая 20% энергопотребления страны. Сообщалось, что Газпром заинтересован в приобретении у Молдавии 100% пакетов акций кишиневских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.
Ранее правительство Молдавии заверяло своих граждан, что 50% акций ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 останутся под контролем государства. Но эти станции - крупнейшие потребители российского газа с самыми большими долгами перед Газпромом. Поэтому в случае заинтересованности со стороны Газпрома в экспорте электроэнергии на Балканы власти Молдавии наверняка пойдут на уступки.
В результате такого «обмена активами» стороны должны до конца сентября выработать условия долгосрочного контракта на поставку российского газа в страну. Цель Кишинева - зафиксировать цены на газ на действующем уровне - $160 за тысячу кубометров.
Некоторая неспешность Газпрома в принятии решений объясняется, в том числе, неудачным опытом работы в Молдавии РАО «ЕЭС России». Энергетики, купив ЗАО «Молдавская ГРЭС», так и не смогли договориться с местными властями об условиях экспорта электроэнергии. Попытавшись повысить энерготариф с $0,03 до $0,04 за 1 кВт/ч с ноября 2005 года, РАО ЕЭС не сумело ни продать электроэнергию по этой цене в Молдавии, ни договориться о ее экспорте в Румынию. Правительство Молдавии периодически гарантирует транзит электроэнергии ГРЭС на экспорт, однако тарифы на транзит не пересматривает. Газпрому власти страны обещали предоставить серьезные налоговые льготы в случае инвестиций в новые энергопроекты, однако, до сих пор в законодательство не внесены соответствующие изменения.
Таким образом, в схеме имеются явные слабые стороны. Не только негативный опыт прошлых лет, но и непоследовательность властей в создании привлекательных условий для газпромовских инвестиций в энергетику страны делают план «размена» («цены в обмен на активы») весьма проблематичным. Поэтому Газпром, даже будучи заинтересованным в приобретении молдавских энергомощностей, соглашаться в сегодняшних условиях не торопится.
Что касается нынешнего уровня газовых цен, то еще в июле 2006 г. миссия Международного валютного фонда, которая знакомилась с ситуацией в молдавской экономике и рассматривала возможные последствия роста цен на энергоресурсы, признала, что Газпром все предшествовавшие годы субсидировал экономику Молдавии, продавая газ по ценам ниже мировых. Сегодняшняя цена в $160 за тысячу кубометров уже не дотационная, однако, еще заметно ниже тех $250, которые платят за российский газ европейские страны. Возникший сейчас в Европе ажиотажный спрос на газ, подогреваемый прогнозами его нехватки, вполне может еще больше взвинтить газовые цены. В этом случае ценовая договоренность с Газпромом на уровне $160 окажется весьма благоприятной для покупателя. В любом случае высказывание молдавского президента Воронина свидетельствует о реалистичном взгляде на ситуацию и стремлении Кишинева решать свои энергетические проблемы с Москвой в деловом позитивном ключе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции