Политический обозреватель РИА Новости Петр Гончаров.
Афганистан в очередной раз бьет все рекорды по производству опия и готов завалить Европу первоклассным героином.
По опубликованным на днях данным Управления ООН по наркотикам и преступности /UNODC/, площадь посевов опиумного мака увеличилась в этом году на 59% и достигла 165 тысяч гектаров против 100 тысяч в прошлом, а валовой сбор опия - сырца составит 6100 тонн.
К этому следует добавить, что, как утверждают уже афганские эксперты, опий в этом году к тому же исключительно богат морфином. Для производства одного килограмма героина потребуется всего-то лишь 7 килограммов опия-сырца.
Такое соотношение - большая редкость. Обычно на производство одного килограмма героина уходит 10 - 15 килограммов опия. Так в прошлом году по данным Управления ООН по наркотикам и преступности в Афганистане было собрано 4 тысячи тонн опия-сырца, из которого было произведено затем 400 тонн героина. Значит, при нынешней концентрации морфина в опии из 6100 тонн опия-сырца может быть произведено более 870 тонн героина. Фантастические объемы.
Нетрудно представить, сколько обещает Афганистан поставить в 2006 году на европейские и российские рынки самого высококачественного тяжелого наркотика. Особенно с учетом того, что в Афганистане схема сбора опия, его переработка в морфий и героин, а также дальнейшая доставка по выверенным, надежным маршрутам уже конечных опиат - продуктов в страны-потребители отлажена и работает как швейцарские часы.
Сразу возникает вопрос: неужели и впрямь нет управы на афганские наркотики?
У самих афганцев таких механизмов нет. Ни экономических, ни силовых. Что же касается сил международной антитеррористической коалиции и международных силы содействия безопасности в Афганистане (ISAF), то на проведение операций по уничтожению посевов опийного мака и лабораторий по производству героина им, оказывается, необходим специальный мандат ООН.
Ни США, возглавляющие антитеррористическую коалицию, ни руководство НАТО, возглавившие ISAF, никогда не подадут в СБ ООН заявку на получение такого мандата.
Особенно США, которые в отличие от ISAF и так находятся в Афганистане на птичьих правах - не под эгидой ООН. Зачем им портить и без того сложные отношения с местным населением, а российско-европейские проблемы, связанные с афганскими наркотиками, им, по понятным причинам, далеки. «То, что происходит в Афганистане с ростом производства наркотиков, связано с ростом спроса на них в Европе и России. Чтобы покончить с этой проблемой, нужны совместные усилия России и Западной Европы в Афганистане», считает, например, министр обороны США Дональд Рамсфелд.
Иллюзии, относительно возможных усилий Европы в Афганистане в лице возглавившего ISAF НАТО, развеял директор Управления по борьбе с преступностью и наркотиками ООН Антонио Мариа Коста на международной конференции по афганским наркотикам в Москве. По его словам, «пилотные» привлечения сил ISAF для уничтожения посевов опийного мака и химлабораторий в 2005 году не дали ожидаемого эффекта, в лишь привели к напряженности в отношениях с местным населением. «Усилия» теперь будут направляться исключительно на материально-техническое содействие и подготовку афганского персонала.
Мариа Коста ненароком развеял и миф о «гуляющих» в Афганистане под носом у США и ISAF «караванах с наркотиками». Однако, как оказалось, «караваны», скорее всего, и впрямь «гуляют». И в Афганистане, и особенно вокруг него, но не с наркотиками, а с прекурсорами. Прекурсор - любой химический реагент, участвующий в любой стадии производства токсичного химиката каким бы то ни было способом. На «перевод» 1 тонны опия-сырца в героин требуется в качестве реагента, по словам специалистов, в первую очередь ангидрид уксусной кислоты в объеме от 2-х до 6-ти тонн.
По словам Мариа Коста, в прошлом году в Афганистан для обработки 4 тысяч тонн опия-сырца было завезено более 10 тысяч тонн этого самого ангидрида. Это действительно «караван», более чем из 500 двадцатитонных трейлеров.
Ангидрид уксусной кислоты в самом Афганистане не выпускают. Сейчас, по словам специалистов, ангидрид уксусной кислоты выпускают только Китай, Индия и Россия. Остается только удивляться, как таким «караванам» удается оставаться незамеченными в самом Афганистане с его-то слабой дорожной сетью, равно как и на подходе к нему.
В начале июля афганские власти вынуждены были признать неэффективность проводимых в стране мер по борьбе с незаконным производством наркотиков. Не помогли ни принятый в конце прошлого года новый закон о противодействии производству наркотиков, ни созданное для этого целое министерство. Но и проблему решать надо. Как?
Трудно сказать. Так региональный представитель управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью в Центральной Азии заявляет, что «несмотря на принимаемые меры со стороны правительств Центральной Азии, транзит через этот регион не становится меньше».
Афганский же ОМП (опий массового поражения) тем временем набирает силу, и, очевидно, России и Западной Европе остается лишь уповать на то, что, с ежегодным расширением площадей под опийный мак на 50 %, пригодной пахотной земли будет оставаться все меньше и меньше. Ее в Афганистане не так уж и много. Всего каких-то 7 млн гектар, 165 тысяч из которых уже освоены.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции